ПЕРВЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ МУЧЕНИК
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 6: 9 – 8: 3
ВЕРНЫЙ СВ. СТЕПАН – ЯСНОСТЬ ЕГО РЕЧИ И ПРЕДАННОСТЬ БОГУ И ИСТИНЕ ВЫЗВАЛИ БЕСПОКОЙСТВО ЕГО ВРАГОВ – ВОЗНЕНАВИДЕННЫЙ ЗА КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ СЛЕДОВАЛО ВОСХИЩАТЬСЯ – ОСЛЕПЛЕНИЕ ЛОЖЬЮ – ЕГО ПЕРВОЕ СОСТЯЗАНИЕ В СИНАГОГЕ – ЕГО ВТОРОЕ СОСТЯЗАНИЕ ПЕРЕД СИНЕДРИОНОМ – ПОБЕДА В СМЕРТИ

“Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откровение 2: 10).
Откровенно говоря, наш Господь Иисус был первым христианским мучеником; однако первым из Его последователей, кто понес смерть за свою верность в проповедовании Евангелия Иисуса, был св. Степан, один из семи избранных диаконов, назначенных для распределения благотворительных даров в Церкви. Апостолы стремились полностью посвятить себя делу Учителя и, наверное, мало надеялись на особенное служение  назначенных диаконов. Однако в Божьем провидении один из них, Степан, за свою любовь и преданность получил обилие Господней благодати и благословений, а также право положить свою жизнь верно за Истину.
Св. Степан, судя по всему, был человеком влиятельным и любил Истину. Его избрание как одного из особенных диаконов, свидетельствовало о том, что знавшие его хорошо высоко ценили его чистый характер и жизнь. О его красноречивости во время защиты Учителя и Ее Евангелия хорошо свидетельствует эта лекция.
История говорит, что в то время было четыре сотни и шестьдесят синагог в Иерусалиме. Некоторые из них были еврейскими, то есть лица, которые приходили на богослужение, привыкли к еврейскому языку и употребляли его. Другие синагоги называли эллинистическими, то есть греческими. В окружающем мире греческий язык была культурным языком того времени, и некоторые иудеи и прозелиты, жившие в отдаленных местах и в Иерусалиме, отдавали предпочтение книгам Закона и Пророков на греческом языке.
Вполне вероятно, св. Степан посещал одну из таких синагог, и это было причиной пойти туда возвещать своим единоверцам послание, что Иисус был Мессией. Считается, к тому же не без основания, что Савл из Тарса также посещал эту синагогу и был одним из тех, с кем соревновался св. Степан и над кем, по Господней благодати, очевидно, взял верх в этих дебатах. Вот так возникло чувство недовольства.
Иудейским начальникам показалось, что послание об Иисусе, Мессии, об ответственности иудеев за Его смерть и о Божьей милости в поднятии Его из мертвых, было большой неправдой, которая, если ее представить людям подходящим образом, обязательно поднимет дух возмущения против начальников иудеев и станет губительным для всякого закона и власти в Палестине. Действительно, эти христиане утверждали, что в результате отвержения Иисуса иудейский народ был лишен Божьей милости и что грядут ужасные беды. Державшиеся старого порядка вещей отказывались верить в такие пророчества грядущего несчастья.
Второе состязание св. Степана произошло накануне его смерти. Синедрион, злой на него, подкупил свидетелей – дал, так сказать, взятку, чтобы несколько людей жаловались, обвиняя св. Степана в богохульстве, будто бы он говорил, что Моисей и Закон не нужны и что храм больше не является Божьим Храмом. Эти свидетели взяли несколько отдельных высказываний св. Степана, соединили их, создавая впечатление, что Истина является ложью и богохульством. То же самое происходит в любым другом деле. Форма высказывания имеет много общего с впечатлением, которое она создает. Св. Степан сказал то же самое, в чем его обвинили, но, собирая его высказывания вместе, они ложно представили суть его учения.

СВ. СТЕПАН ЗАЩИЩАЕТСЯ

Когда эти оплаченные свидетели представили свое свидетельство перед Синедрионом, обвиняя св. Степана в богохульстве, наказанием за которое была смерть через забрасывание камнями, Синедрион, делая вид порядочности, позволил св. Степану выступить в свою защиту. Это св. Степан сделал чрезвычайно умело, напоминая ход иудейской истории и перечисляя события, чем показал свою искреннюю веру в Божьи отношения с Авраамом и в обещания, данные тогда. Шаг за шагом он направил мысли слушателей к временам Моисея и предоставления Закона и напомнил им слова Моисея, что в свое время Бог поднимет большего Пророка чем он (Втор. 18: 18, 19). Этим Пророком, как напрашивался вывод из слов св. Степана, был Иисус. Если же Моисей непосредственно указал на Иисуса, как на большего от себя, то нет никакого предательства Моисея принять этого большего Пророка. Вот так одно из обвинений против св. Степана было преодолено. Он не выступал против Моисея, а наоборот.
Что касается Храма, то св. Степан напомнил своим слушателям, что Бог сначала поставил Скинию на пустыне; что впоследствии вместо нее Бог позаботился о Храме в Иерусалиме, и потому верить в Храм, построенный Соломоном, не является неуважением к Скинии. Теперь Бог позаботился о более возвышенном Храме, который должен занять место строения, возведенного руками. Этот высший Храм должен быть духовным, должен состоять из Божьих людей, которые, как живые камни, должны строиться вместе в жилище Бога через Духа.
Если не было богохульством принимать Храм Соломона вместо Скинии Моисея, то не должно считаться богохульным принимать этот высший, духовный Храм, Главой, Фундаментом которого является Иисус, вместо образного Храма, построенного из дерева и камня.

ПОБЕДА В СМЕРТИ!

Слова св. Степана были настолько умелыми, настолько логическими, настолько убедительными, что его слушатели “рвались сердцами своими”, но не в смысле раскаяния, а по причине осознавая, что их дело становится малоэффективным. Допускают, что Савл из Тарса в то время был членом Синедриона. У них уже не было надежды справедливо обвинить св. Степана в богохульстве, поэтому оставался единственный выход –  быстро найти какую-то зацепку к его словам, которая могла быть признана богохульной, и на этой основе спешно добиться его смерти.
И вот случился момент. Св. Степан, увлеченный своей проповедью, – проповедуя Христа и грядущие благословения через Него для Израиля и мира – сиял лицом, словно ангел Господний. Взглянув на небо, он воскликнул: “Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Это был знак для Синедриона, чтобы поднять шум об откровенном богохульстве и наброситься на Божьего посланника. Что именно св. Степан хотел сказать этими словами, мы не знаем точно. Помня, что мы видим лучше всего глазами нашего понимания, мы могли бы использовать те же слова – ссылаясь не на видимое для наших буквальных глаз, а на наше умственное зрение и на наше убеждение о его правдивости. Именно так слепой человек, поняв суть аргумента, может убедительно сказать: “О да, я теперь вижу!”
Следует признать, что толпа была готова пойти за мнением Синедриона. Сегодня, как и тогда, толпа готова к любому насилию, если у нее есть лидер и повод – особенно, если этот повод и лидерство имеют религиозный оттенок и исходят от признанных влиятельных лиц. В человеческой природе скрывается свирепость, животный инстинкт, который является кровожадным и только ожидает случая.
Вытолкнув служителя Иисуса за ворота – потому что исполнение приговора не позволялось в городе – толпа побросала свою одежду к ногам юноши на имя Савл из Тарса. Вот так Савло дал им позволение, и они забросали Степана камнями до смерти. В это время он воскликнул: “Господи Иисусе! Приими дух мой”, мою жизнь, и “не вмени им греха сего”. Это была вершина победы св. Степана – верность до смерти и проявление духа, полного любви, с которым он принял смерть от своих врагов. Это был дух Учителя, тот же дух, который мы должны воспитывать в себе и показывать.

ГЕРОИЗМ В ОКОПАХ

Св. Степан дал нам образец. Действительно, нетрудно найти примеры, какими мы должны быть. Трудность в том, что никто, кроме пылающих духом и хорошо наученных Господом, не имеют пользы от таких примеров. Скажем, мир сегодня дает Церкви замечательный урок верности до смерти. Когда последователи Иисуса смотрят через океан и видят миллионы людей, которые оставляют дома, семьи, дела, радости и всевозможные оправдания, чтобы быть послушными правителям своих стран, чтобы идти в окопы, подвергаться опасности, переносить невзгоды, раны и смерть, – это действительно выглядит удивительным.
Мы говорим себе: “Какими должны быть мы, христиане?!” Мы призваны не убивать своих ближних, а делать им добро. Мы призваны не для того, чтобы заработать несколько центов платы в день или железный крест, или имя, записанное в каком-то почетном списке, но, чтобы получить обещанную честь, бессмертие и сонаследство с нашим Господом в Его Царстве. Более того, нам принадлежит не только привилегия помогать людям сейчас (а не уничтожать их), но и блаженная привилегия помогать им в грядущем веке избавляться от недостатков на пути к образу и подобию Бога. О, какими должны быть Христиане! Какими верными, какими преданными!
Наш заглавный стих очень красноречив. Мы встали в ряды не на несколько дней, но согласились на это с полным пониманием того, что для получения великой награды мы должны положить нашу жизнь в Господней службе – верно, преданно. Многие ли христиане поняли, что означает посвящение своего сердца Господу, что означает взять крест, чтобы быть Его последователем при порицаниях и похвалах? Еще не поздно выучить этот урок как можно полнее и сделать постановление, что по Божьей благодати мы будем верными до смерти Тому, Кто призвал нас из тьмы в Свой дивный свет.

R5857 (1916 г.)