“ВЫ БЫЛИ КУПЛЕНЫ ЦЕНОЙ”
“Вы не свои? Ибо вы были куплены ценой. Прославьте поэтому Бога в теле вашем” (1 Коринфянам 6: 19, 20, Букв. перев.).
Какие разные чувства вызывают эти вдохновленные слова великого апостола в разных сердцах! В сердце деградированного телесного человека эти слова вызывают неприязнь, но для сердца, которое находится полностью в согласии с Богом и Его славным планом, они драгоценны, полны утешения и радости. Спесивое, невозрожденное сердце убеждает себя в том, что его не надо покупать, что ему не нужно никакое искупление, что оно не имеет никакого серьезного заболевания греха. Оно может с готовностью сознаться и на деле вряд ли будет отрицать, что оно несовершенно и, если взвесить его на весах справедливости, окажется слишком легким. Но для самого себя эти недостатки совсем незначительны, несущественны и заслуживают только мелкого наказания. Каждый надеется стерпеть такое наказание и верит, что переносит его целиком в трудностях и испытаниях жизни.
Телесное сердце верит в некую Первопричину, которую называет Богом, а иногда – принципом Добра. Оно верит в определенные законы природы, которые считает неизменными и нерушимыми. Но оно отрицает, что существует такая вещь как прощение греха. Поэтому оно полностью несогласно с Евангельским предложением жертвоприношения за грех, “выкупа за всех”, возможности примирения с Богом через заслуги Искупителя. Оно отрицает всякую потребность в примирении. Этот класс неверующих во многих отношениях является наиболее безнадежным, потому что они имеют определенную светски мудрую философию, которая настолько наполняет их сердца, что препятствует видеть силу и красоту настоящей философии Библии. Они обычно слепы даже к самой простой логике, касающейся этой темы, представленной библейскими выражениями “возмездие за грех – смерть” и “душа согрешающая, она умрет” (Рим. 6: 23; Иез. 18: 4, 20).
Хотя они не могут претендовать и не претендуют на совершенство, однако, по-видимому, никогда не поняли, что всякое несовершенство является несправедливостью, грехом; что суд совершенного, праведного Бога справедливо и закономерно заключается в том, что все, что Он не может одобрить, должно быть уничтожено; что только вещи, которые Его праведность одобряет, только совершенное получит Его благословение и будет иметь право на пожизненное существование. Пока это не удастся понять, такой человек не готов к Посланию Евангелия: что Бог действует через Христа для примирения мира с Собой. Как только телесный человек начинает понимать, что “возмездие за грех – смерть”, он способен увидеть, что “дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем”. Только тогда он способен понять, что “имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни [вечной]”. Следовательно, только тогда он может понять, что “верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (Рим. 6: 23; 1 Иоан. 5: 12; Иоан. 3: 36; 1 Кор. 15: 21, 22).
“ОН... НАУЧАЕТ КРОТКИХ ПУТЯМ СВОИМ”
Но наш вдохновленный стих еще по-другому является преткновением для телесного человека или для того, кто потерял благодать. Он задевает его гордость. У него возникает мысль, что его трактуют как обычного раба, как подвижную вещь, которую можно купить или продать. Что может больше привести в раздражение спесивое, невозрожденное сердце, чем такая мысль? Однако такую мысль, что мы куплены, а, следовательно, являемся по праву рабами Того, кто нас купил, везде поддерживает Священное Писание, и только покорные, чистые сердцем могут ее принять и оценить.
Только они принимают слова апостола, что все “проданы греху” (Рим. 7: 14), и осознают правдивость такого утверждения. Они находят достаточно доказательств в себе и во всем человеческом роде, что все человечество является “рабами греха”; они видят “закон греховный, находящийся в членах их” и во всех других. Они видят, что сила греха является настолько крепкой, что его никто не может преодолеть; что хотя с ним можно бороться, однако он настолько овладел всем человеческим родом, что порабощенные не могут его полностью победить даже при наиболее настойчивых усилиях. Они видят на основе слов апостола (Рим. 5: 12-21), что Грех является большим и очень жестоким надзирателем, который повелевает миром, однако такое сравнение является объективным изложением фактов.
Они спрашивают из Божьего Слова: “Как это так, что Бог, Который является воплощением всего доброго, чистого и прекрасного, всего совершенного, привел на свет человеческих потомков под таким рабством греха вследствие несовершенства?” Они спрашивают: “Не говорит ли Библия о Боге, что “все пути Его праведны” (Втор. 32: 4)?” Откуда же это повсеместное несовершенство, это всеобщее подчинение человечества силе греха? Настоящий ответ может прийти лишь из одного источника – Божьего Слова, и он является единственным удовлетворительным ответом – единственным, который удовлетворяет все требования относительно условий, известных человеку.
Слово говорит, что Божье дело создания человека по собственному образу было в начале совершенным, но это творение, одаренное свободным волеизъявлением, взбунтовалось против закона своего Творца и через своеволие, самодовольство ввело себя под приговор, который ему угрожал, если оно окажется непослушным справедливому приказу своего Творца. Приговором было: “Умирая умрешь”. Сознательный акт неповиновения со стороны нашего праотца, Адама, не только ввел его самого под приговор смерти, но также все его потомки имели удел в подчинении смерти и рабству греха в результате оставления им Бога и упадка сил, когда он все больше попадал под власть смерти.
Следовательно, факт, что Адам продал себя и своих потомков (которые находились в его чреслах) Греху ради быстротечного удовольствия, значил не только порабощение его самого, но и всего его потомства, которое должно было впоследствии родиться. Таковы факты. Каждый из детей Адама может сказать с псалмопевцем: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”.
УЧЕНИЕ О ПОЛНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕБИБЛЕЙСКИМ
Здесь нам появляется мысль, которая, очевидно, существовала в уме некоторых земных реформаторов, когда они проповедовали учение о полной деградации, которого в настоящее время держатся многие (по крайней мере теоретически) и от которого мы должны отмежеваться. Мы считаем на основе Священного Писания, что в результате вины Адама существует общая деградация, которая распространяется на каждого члена человеческой семьи, так что “нет праведного ни одного” (Пс. 14: 3; Рим. 3: 10). Но мы отрицаем, что эта деградация является полной; мы отрицаем, что любое лицо из человеческого рода является полностью, безнадежно, во всех отношениях деградированным, не имея в себе ничего доброго и достойного похвалы. Единственным примером полной деградации, о котором нам что-то известно, является сам сатана, отец лжи и всякого злого деяния.
Но общая деградация достаточно выражена и настолько распространена, что ни одному человеку не должно составлять трудности (хотя бы в некоторой степени) увидеть в себе ту ее часть, которую он унаследовал и вынашивает, а также способен увидеть ее в своих ближних. Одни более деградированы, чем другие; в некоторых первоначальное подобие Бога менее размыто и искажено в характере и природе. На основе библейского утверждения, что мы “в беззаконии зачаты” и что “лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено”, каждый наблюдательный человек, глаза которого открыты, чтобы наблюдать деградацию, может заметить ее доказательства везде, даже в малых детях. Своеволие, рьяное упрямство и несдержанность часто можно наблюдать даже у младенцев, которым всего несколько недель отроду. Каким терпеливым, каким внимательным и старательным должен быть отец в исправлении ребенка, если он помнит, что, собственно, эти самые черты, которые нуждаются в исправлении, ребенок получил от него самого. Следовательно, христианские родители должны быть не только наиболее старательными в деле воспитания своего ребенка в правильном направлении, но и наиболее добрыми, любящими и терпеливыми, когда они применяют это исправление и воспитание.
ЕДИНСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ИСПОРЧЕННОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ЕСТЬ В БОГЕ
Следовательно, мы имеем перед собой факт общего доминирования греха и знаем, откуда он берется. Мы видим мощь слов апостола, когда он персонифицирует грех как властителя-тирана и показывает человечество как рабов Греха, которому он приписывает последствия – смерть. Мы увидели, что Бога не надо обвинять в том, что человечество находится в рабстве Греха. Хотя в вынесенном приговоре смерти упоминаются лишь крайние последствия греха, однако перед полным наказанием за грех мы косвенно получаем многочисленные боли, страдания и трудности – умственные, моральные и физические – которые накладывает этот великий поработитель, Грех. Все, являясь стенающим творением, которое мучается вместе в болях под властью жестокого господина и страдает от его жестоких побоев, хотят освобождения, и некоторые из нас уже вопили к Богу о помощи – о спасении от греха и смерти к праведности жизни, и наши молитвы были услышаны.
Бог хочет, чтобы мы хорошо выучили урок “чрезвычайной греховности греха”, его дерзости и горечи, а также безнадежности любого освобождения, кроме освобождения, которое Он предусмотрел. Личный опыт показывает нам, что мы бессильны освободиться сами из этого рабства, и, чтобы преодолеть лукавого и его хитрости и обман, которые крепко держатся нас в результате слабостей нашей плоти через грехопадение, мы нуждаемся в силе, которой от природы не владеем. Увидев, что мы бессильны помочь себе, мы сначала по привычке обращаемся за помощью друг к другу и действительно можем получить частичную помощь от других. Но мы скоро убеждаемся, какая действительно незначительная поддержка может быть дана, то есть получена из естественных источников. И когда мы учимся урока, который преподает Священное Писание, – что все родились рабами греха – мы, как род, видим полную беспомощность нашего положения.
Все, которые приходят к осознанию настоящей ситуации и чувствуют это рабство и потребность в освобождении, могут видеть, что единственная надежда находится в Боге. Если они вспомнят, что именно Бог вынес приговор смерти и что Он не мог аннулировать собственный приговор, не нарушив собственные законы, то пусть вспомнят также, что Он, имея бесконечно превосходящую нас силу, имеет также мудрость, которая превосходит нашу, по-видимому, знает, как довершить то, что нам может показаться невозможным. В этом вся суть. Он предусмотрел путь, который все человечество сможет понять в угодное Иегове время, которое сейчас очень близко. Для полного освобождения человека дана цена, и хотя эта цена до сих пор была применена только за немногих, вскоре она будет применена за всех.
БОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРАДОКС: СВОБОДА ЧЕРЕЗ РАБСТВО
Осознание личной ответственности перед Искупителем, Который купил их, и перед Небесным Отцом, Который позаботился о замысле спасения от Греха и Смерти, лежит в основе всякого истинного посвящения Богу через Христа. Как только благодарная, верующая, искупленная душа слышит о благословении, предложенном ей, она, понятно, спрашивает: “Чего, Господи, хочешь, чтобы я делал”? Тогда она узнает, что новый Господин не желает Себе никаких других слуг, кроме добровольных; и что Он, позаботившись об ее освобождении от рабства греха, может позволить ей вернуться, если она изберет себе предыдущее служение Греху и дальше будет принимать его наказание смерти. Затем она узнает условия, на которых может быть принята. Она узнает о том, что быть слугой нового Господина, Христа, является очень большой привилегией. Она узнает о блаженстве Божественного парадокса: быть рабом Христа означает иметь свободу в самом полном и наиболее истинном значении; что она сделалась одновременно Христовым слугой и Его “свободным (1 Кор. 7: 22). Поэтому на протяжении всего этого Евангельского века были некоторые, радостно становившиеся рабами Отца и Господа Иисуса Христа.
Эти драгоценные души радостно признают и охотно принимают милостивый, полный любви замысел Бога через Его Единородного Сына – Выкуп, данный на Голгофе. Они рады узнать, что они “за цену куплены”, что они “не свои”. Они учатся о своей неописуемой привилегии соединиться с нашим Господом Иисусом в Его жертве; идти Его следами до самой смерти; принимать Его условия с радостью и благодарностью. Они оставляют мир и все, чтобы следовать за Иисусом, и если они останутся верными до смерти, то будут иметь удел со своим Господом во всем славном духовном наследии. Мы достигли конца нынешнего порядка вещей, а также суровых и утонченных искушений и испытаний, которые следует испытать, чтобы показать свою полную преданность Господу и Завету, который мы заключили с Ним.
R5859 (1916 г.)