ДВЕ ГРУППЫ БОЖЬИХ ГЕРОЕВ
ЕВРЕЯМ 11: 1 – 12: 2
ГЕРОИ ВЕРЫ ИУДЕЙСКОГО ВЕКА – ГЕРОИ ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ВЕКА – ДОМ СЛУГ – ДОМ СЫНОВ – ЗЕМНЫЕ ОБЕТОВАНИЯ – НЕБЕСНЫЕ ОБЕТОВАНИЯ – ВОСКРЕСЕНИЕ К СОВЕРШЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ – ВОСКРЕСЕНИЕ К БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ – ХРИСТИАНСКОЕ ПОПРИЩЕ
“С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса” (Евреям 12: 2).
Библия ставит веру перед поступками, потому что никакие поступки не могут быть приемлемыми для Бога, если они не вдохновлены верой. Именно так написано: “А без веры угодить Богу невозможно”. Библия представляет нашему вниманию два разных класса героев веры, оба из которых нравились Богу и оба из которых должны быть щедро Им награждены. Один из этих классов жил до дней Иисуса, а второй – после Его дней. Первый класс героев веры известен нам как Древние Годные, тогда как второй, во главе с Иисусом, назван сынами Бога. Это отличие, то есть разделение Божьих слуг, отчетливо показанное в Писании, Господний народ заметил лишь в последнее время.
Независимо от того, какими верными, преданными были Енох, Авраам, Давид, Иеремия и другие, они не могли считаться Богом членами Дома Сынов, так как жили до дней Иисуса – до того, как Иисус вкусил смерть за каждого человека. Библия обращает наше внимание на то, что первый человек, Адам, считался Божьим сыном (Лук. 3: 38). С тех пор, как грех вошел в мир вследствие неповиновения Адама, Бог не признавал никого из человеческой семьи Своими сынами (потому что все были грешными), пока не пришел Иисус и не умер, Праведный за неправедных, чтобы иметь возможность привести нас обратно к Богу и открыть дверь быть принятыми в качестве сынова. Об этом св. Павел говорит: “Моисей верен во всем доме его [Доме Слуг],.. а Христос – как Сын в доме Его [Доме Сынов]” (Евр. 3: 5, 6).
Следовательно, мы видим четкую разницу между благородными братьями до Креста, последним из которых был Иоанн Креститель, и благородными братьями после Креста, первыми из которых были апостолы. То, что Иоанн Креститель был последним из Древних Годных, засвидетельствовали слова Учителя, что не появился пророк больше Иоанна Крестителя, “но меньший в Царствии Божием больше его” (Лук. 7: 28).
Св. Павел в нынешней лекции делает разницу между Древними Годными и Христианскими Годными. Сначала он перечисляет имена известных лиц прошлого – Еноха, Авраама, Давида, Иеремии и так далее. Он свидетельствует об их вере и говорит, что они были угодны Богу, были благородными, достойными похвалы. Затем он обращает внимание на факт, что они никогда не получили исполнения обетований, данных им Богом.
Надо помнить, что Бог не обещал небесное до дней Иисуса. Обещания Древним Годным, которые вдохновляли в них порыв и преданность, были все земными обещаниями, например, обещание, данное Аврааму: “Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки” (Быт. 13: 14, 15; 17: 8).
Св. Стефан обращает наше внимание на факт, что это обещание Аврааму по-прежнему непреложно и еще не исполнилось. Он говорит, что Авраам никогда не получил этой земли даже настолько, чтобы поставить на нее ногу. На основании этого обещания он свидетельствует о воскресении Авраама: что в положенное у Бога время он может унаследовать землю, и что его верное семя, то есть потомки, унаследует эту землю после него.
С другой стороны обещания в Новом Завете являются только духовными – небесными обещаниями, “горнем”. Христианским Годным обещан удел с Иисусом в Небесном Царстве, которое Он должен установить в Своем втором пришествии. Они должны быть Его сонаследниками: “Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Рим. 8: 17). Обещание для них состоит в том, что они будут Царством священников, Царственным Священством, тогда как Древние Годные станут “князьями по всей земле” (1 Петр. 2: 9; Отк. 20: 6; Пс. 44: 17).
Христианские герои должны испытать изменение природы от человеческой к божественной, и началом этого изменения является зачатие Святым Духом теперь, тогда как завершение изменения наступает в воскресении: “вдруг, во мгновение ока”, “сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное”. Но Древние Годные, не имея зачатия Святым Духом к новой природе, будут иметь другое воскресение – к человеческому совершенству.
Сопоставляя эти два класса героев веры, апостол в стихах 39 и 40 говорит, что Древние Годные, “свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас [христианских героях, последователях Иисуса] нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства”. Другими словами, Бог с самого начала устроил так, чтобы Христос был первым – Иисус, Глава, и затем Церковь, Его Тело. После их усовершенствования, названного Первым Воскресением, божественные обещания начнут исполняться для Древних Годных и распространятся окончательно на “все племена земные” (Быт. 12: 3; Гал. 3: 29).
ХРИСТИАНСКОЕ ПОПРИЩЕ
Бог хранит большие благословения для каждого члена человеческого рода, готового принять их на божественных условиях. Но самыми главными из всех благословений, доведенными до нашего сведения в Библии, являются благословения, предвиденные для класса Церкви, – Малого Стада, которому Отец благоволил дать Царство, славу и честь быть вместе с Иисусом в деле благословения мира во время Его Тысячелетнего Царствования.
Апостол обращается к этому классу в двух заключительных стихах нашего сегодняшнего исследования. Он поощряет нас, говоря: “Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо [ради] предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.”
Апостол умел убедительно обосновывать, и этими словами он говорит нам оглянуться и посмотреть на сонм Древних Годных, помня то, что они выстрадали и какими верными и преданными Богу были. Затем он просит нас взглянуть на них как на облако свидетелей, которые следят за нами, которым дано еще большее благословение и привилегия стать сынами Бога на Божественном уровне и обрести “божественную природу” (Иоан. 1: 12; 2 Петр. 1: 4).
Он представляет нашим глазам большой забег, в котором мы являемся бегунами. Он показывает Иисуса как Лидера, Который бежал раньше, – Который стал Автором нашей веры, через Которого мы имеем привилегию войти в этот забег и Который пообещал нам достаточно благодати при всякой надобности. Он образно показывает нам, что Иисус бежал в этом забеге и с верой ожидал предлежащей Ему радости от Отца. Он показывает нам, каким преданным был Иисус, как Он выстрадал крест и его посрамление. Он показывает Отцовскую верность в том, что Он щедро наградил Иисуса, посадив Его одесную Божественного Величия. Затем нам дано наставление: “свергнуть с себя всякое бремя”, всякое препятствие – все, что будет мешать нам бежать хорошо и успешно в забеге за этой большой наградой, которую получил Иисус и к которой мы приглашены через заслугу Его жертвы.
Апостол также напоминает нам, что одним из наибольших препятствий в этом забеге является грех; что на нас давит унаследованный грех в наших членах; что нам нужно бежать в забеге не только настойчиво, но и терпеливо, потому что тот, кто хочет получить такую большую награду, будет нуждаться в терпении, что он должен быть испытан и проверен во всем относительно его преданности и верности Небесному Отцу, Истине и братьям. Только те, которые обретут нужный характер – подобие своего Вождя на этом узком пути, – могут надеяться быть с Ним, быть подобными Ему и делить Его славу, потому что Бог постановил, что все они должны быть подобными образу Сына Его (Рим. 8: 29).
R5859 (1916 г.)