ЭНЕЙ И СЕРНА
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 9: 32-43
СВ. ПЕТР, ПУТЕШЕСТВУЯ, ПРОПОВЕДУЕТ – ПОСЕЩЕНИЯ СВЯТЫХ – ОШИБОЧНО ПОНЯТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ – ИСЦЕЛЕНИЕ В ЛИДДЕ ЛЕЖАЩЕГО В РАССЛАБЛЕНИИ – СВ. ПЕТР ПРИЗВАН В ИОППИЮ – ПРОБУЖДЕНИЕСЕРНЫ ОТ СНА СМЕРТИ – ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – ПРИЯТЕЛЬ НИЩИХ – ЦЕЛЬ ОБОИХ ЧУДЕС
“Во всем показывай в себе образец добрых дел” (Тит 2: 7).
Те, которые преследуют других, не любят, чтобы их самих преследовали. Те, которые имеют ум Христа, никогда не преследуют. Они чувствуют себя обязанными не оказывать содействие тому, что считают плохим. Они даже считают нужным и целесообразным осудить зло, чтобы показать его пагубность и в некоторых случаях указать на деятельные орудия в распространении ошибочных учений и поступков, как это делали апостолы в своих посланиях. Что касается преследований кого-то, то Господний народ не может участвовать в них. На это не позволяет дух любви, ум Христа, который показывает, что мы должны делать другим так, как хотели бы, чтобы они делали нам. Это и есть Золотое Правило, наш “совершенный закон свободы”.
Преследования, которые рассеяли учеников по всей Иудее и одним из инициаторов которых был Савл из Тарса, стихли вскоре после того, как он стал христианином. Наступил период спокойствия, обновления сил, укрепления. Хотя перемена поведения Савла и была как-то причастна к этому, однако все дело, вероятно, больше было связано с трудностями, которые в то время возникли между идеями и их римскими правителями.
Около 38 года н.э. император Калигула, который лишь недавно занял свое положение, издал эдикт водрузить его статуи в разных частях империи и поклоняться им. Когда иудеи узнали, что такие статуи собираются поставить в Иерусалиме и даже в самом храме и других местах, их возмущению и возбуждению не было пределов. Они собрались большой толпой, молодежь и пожилые, чтобы убедить местного правителя ходатайствовать за них, чтобы не позволить осквернить их Святой Храм, Святой Город и Святую Землю. Хотя правитель приложил все возможные усилия, чтобы император изменил свой эдикт, однако все, чего ему удалось достичь, это получить распоряжение оставить храм нетронутым. Но многочисленные жертвенники для императора возвели за его вратами, и появились новости, что все синагоги Александрии превратили в храмы для цезаря. Такое состояние дел длилось вплоть до 24 января 41 года н.э., когда Калигулу убили.
ПОРА ДУХОВНОГО РОСТА
Не удивительно, что такие преследования извне и вмешательства в религиозные обычаи и свободы иудеев заставили их ослабить преследование христиан и принесли период спокойствия, упомянутый в нынешней лекции. Запись говорит, что церкви в это время созидались. Знаем, что это время спокойствия было временем укрепления маленьких групп Господнего народа в Палестине. Церковь могла созидаться, то есть укрепляться, в двойном смысле: количественно, а также в плодах и благодатях Святого Духа. По-видимому, ранняя Церковь созидалась так и так, потому что сказано, что верующие ходили “в страхе Господнем” и “при утешении от Святого Духа умножались”.
Священное Писание говорит, что “начало мудрости – страх Господень” (Пс. 111: 10). Это не самолюбивый страх, ни страх, что Господь вечно будет истязать или как-то еще несправедливо обращаться со Своими творениями, а уважение к Господу, признающее Его величие и Его доброту, а также боязнь сделать что-то, что могло бы вызвать Его недовольство или отделить от Его любви и милости. Этот подобающий вид страха, который является началом мудрости, никогда не исчезнет, если держаться мудрости.
Но почтение к Богу не было единственной благодатью, которую развила ранняя Церковь. К ней прибавилось утешение Святого Духа. Святой Дух – это дух, ум, нрав Бога. Именно его культивировала ранняя Церковь, когда развивала его в своих сердцах, ходила в нем, то есть жила им. Слово “утешение” означает “сплочение, цементирование”. В общих чертах мысль относительно этого выражения заключается в том, что Церковь умножалась и созидалась вместе как святой Божий Храм, и при этом разные “живые камни” были сцементированы, соединены вместе Святым Духом.
ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ “СВЯТОЙ”
Из нашей лекции мы узнаем, что хотя апостолы избрали Иерусалим центром своей деятельности, они ходили по всей Иудее, встречаясь с Господним народом, рассеянным предыдущими преследованиями, создавая везде маленькие общины. В одном из своих путешествий св. Петр пришел в Лидду, ведущий город в Саронской Долине, приблизительно десять миль к юго-востоку от Иоппии. Его основной миссией, как нам сказано, было посетить святых.
Это слово “святые” означает “отделенные, освященные верующие в Христа”. Существует много возражений против того, чтобы употреблять это слово сегодня, что следует, верим, из двух причин. Первая заключается в том, что большинство так называемых христиан хорошо знают, что они не святые, что они не освящены и не живут так близко Господа, как могли бы жить, – не отделились даже в сердце от мира, плоти и дьявола. Они имеют сильные основания недолюбливать слово “святые”, понимая, что оно отодвигает в сторону их самих и почти всех их друзей и близких сообщников в христианском деле.
Другой причиной оппозиции к слову “святые” является факт, что в средние века сделалось привычным для римской и греческой католических церквей канонизировать, то есть законно признавать объектом чествования, некоторые лица, о которых (по прошествии нескольких веков) не приходило на мысль ничего особенно плохое, а только порядочное и достойное похвалы. Таким образом, живых христиан отстранили от слова “святые”. Это могло произойти и потому, что было мало христиан настолько верных, чтобы их отождествлять со святостью.
Еще другая причина, почему кое-кто недолюбливает выражение “святые”, заключается в том, что он считает его скорее хвастливостью, а некоторые называют даже лицемерием. Потеряв из вида учение об Оправдании Верой и его правильное применение, они привыкли думать о всех христианах как о “несчастных грешниках” и молиться за них, упуская из вида факт, что есть некоторые, на ком “оправдание закона исполнилось”, "живущие не по плоти, но по духу", и заслуга Христа покрывает все их неумышленные проступки (Рим. 8: 4).
Однако Господний народ должен помнить, что следует применять все названия и вещи, к употреблению которых нас уполномочили апостолы, и получать от этого радость. Следовательно, выражение “святые” говорит само за себя. Почти все послания Нового Завета обращены к святым, а так называемые христиане, которые не могут подобающе применить к себе это выражение, не могут должным образом применить к себе и чрезвычайно великие и драгоценные обещания, которые содержатся в этих посланиях, потому что все эти обещания обращены к святым, касаются освященных в Иисусе Христе. Однако помните, что слово “святой” не подразумевает лишь действительное совершенство, как в случае нашего Господа. Это выражение охватывает тех, которые считаются святыми через Него, поэтому апостолы, которые были святыми и ставили себя рядом со святыми Бога, говорили о себе так: “И мы – подобные вам человеки” (Деян. 14: 15).
Следовательно, выражение “святые”, если его правильно применить в Церкви, имеет отношение к тем, которые, хотя и были вначале “по природе чадами гнева, как и прочие”, спаслись от этого состояния осуждения, омылись, очистились и были приведены к согласию с Богом через прощение своих грехов и прикрытие своих немощей и изъянов; к тем, которые были “освящены в Христе Иисусе”, совершив полное посвящение себя не для того, чтобы жить совершенной жизнью, так как это невозможно, пока мы пребываем в плоти, но для того, чтобы быть настолько совершенными, насколько для них возможно, тогда как Господняя благодать делает их постоянно “святыми, приемлемыми для Бога” через заслугу Иисуса Христа. Никогда не стесняйтесь этого названия “святые”, если оно вещает нашему уму о святости, отделенности от мира, потому что именно такая мысль должна содержаться в нем постоянно. Это – мысль, которая позволит нам лучше отделиться в своей жизни от мира, как на это обратил внимание Учитель (Иоан. 17: 16).
Исцеление Энея, лежавшего в расслаблении, было знаменательным доказательством силы Господа – наподобие исцеления хромого при дверях Храма, называемых Красными (Деян. 3: 1-11). Св. Петр пытался, как всегда, удостовериться в том, что никто не подумал, будто употребленная им сила является его собственной силой. Он твердо сказал, что именно Иисус Мессия, Которого их начальники распяли, осуществил это исцеление, а, значит, Он уже не мертв, как они допускали, но ожил.
Молва об этом чудесном событии разошлась вокруг, и благодаря нему, как нам сказано, многие были привлечены к Господу и Церкви. Вот так Господь устраивал Церковь и привлекал к ней тех, которые находились в должном состоянии сердца, используя в то время чудеса так же, как сегодня использует другие средства. Эти чудеса, как мы уже обратили внимание, не могли длиться дольше, чем сами апостолы, потому что чудесные дары Духа передавались лишь возложением рук апостолов, а Двенадцать не имели преемников (Св. Павел занял место Иуды). Небесный Иерусалим имел двенадцать оснований и не больше, и на них были написаны имена двенадцати апостолов и никого больше (Отк. 21: 14).
ЕЩЕ ОДНО ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ ЧУДО
Одной из святых в Иоппии была женщина, очевидно, состоятельная и образованная. Если ее имя свидетельствовало о ее внешности, то она была очень красивой, потому что Тавифа сирийским языком и Дорка – греческим означает “грациозная, красивая”. Но эта женщина славилась той привлекательностью и красотой, которая находится вне всех естественных черт и отличается от них. Она была красивого, покорного и мягкого духа, полная любви и желания помочь. По-видимому, она была пламенным и сияющим светом Господа в этой окрестности и делала то, что ей было по силам. Она служила Господу, Его братьям и всем, кто нуждался в помощи. Как можно лучше используя возможности, которые ей попадались, она помогала бедным и, прежде всего, вдовам, которые, как отдельная группа, в то время находились, очевидно, в трудном положении – особенно если они были бедными.
Греческий текст свидетельствует о том, что Дорка имела привычку давать малоимущем одежду и тому подобное, при этом, вероятно, подбадривая их словами утешения и помощи и прислуживая Истиной. В таких обстоятельствах неудивительно, что ее смерть принесла печаль, особенно тем, кто пользовался ее доброжелательностью, и многочисленным друзьям, которых непременно помогает обрести столь замечательный, христианский дух.
Дорка заболела и неожиданно умерла приблизительно в то самое время, когда святые в Иоппии услышали о пребывании св. Петра в Лидде и об исцелении Энея. Они немедленно послали за апостолом, наверное даже не думая о том, что он сделает такое чудо и вернет Дорку к жизни, а с мыслью, что, поскольку они потеряли столь чтимого члена своей маленькой общины, то св. Петр утешит их в такое время. В те дни не было ни телеграфа, ни телефона, ни почты, поэтому несколько братьев стали посланниками, чтобы занести эти слова к апостолу – попросить его без промедления прибыть.
Св. Петр сразу отправился с ними в Иоппию. Когда он вошел в комнату умершей, то увидел трогательную сцену. Бедные вдовы и другие плакали над потерей своей приятельницы, показывая одежду, которую она сделала для них. Это было действительно подобающее свидетельство для всего того нужного, что она сделала в жизни. Ни один миллионер никогда не оставил после себя памятника, который простоит так долго или отразит столько славы на его характер, сколько оставила после себя эта кроткая женщина. И даже самый смиренный и самый нищий из нас может так или иначе последовать ее примеру и оставить после себя, когда умрет, монумент любви и свидетельство признания.
Действительно грустно, когда кто-то и прежде всего принявшие имя Христа, умирают, и нет никого, кто бы искренне и откровенно заплакал и пожалел за ними. Такие обстоятельства свидетельствуют о том, что жизнь была прожита самолюбиво или была оценена неправильно. Мы, которые смотрим на конец нашего пути, особенно на скорый его конец, должны посмотреть, проводим ли мы его так, чтобы другие были от него более счастливыми и чтобы наш уход был воспринят другими по меньшей мере как потеря.
Наиболее знаменательным чудом св. Петра было возвращение Дорки из объятий смерти. Как и другое чудо, упомянутое в нашей лекции, оно было особенным по времени и особенным для утверждения Церкви. Мы не должны думать, что Господняя цель заключается в том, чтобы весь Его народ в течение Евангельского века был спасен от смерти или чтобы все мы были сохранены от больничной койки, или чтобы все мы имели силу, которую употребил в этом случае апостол. Существует определенное служение зла – беды, болезни, смерть и так далее, которое часто бывает действительно ценным для Господнего народа, прививая разные лекции и развивая различные плоды Духа – повиновение, доброту, терпение, братскую доброжелательность, долготерпение, любовь.
R5875 (1916 г.)