ТИШИНА ПОСРЕДИ БУРИ

“Дарует ли Он тишину, кто может возмутить?” (Иов 34: 29).
Елиуй, сказавший эти слова, был молодым мужчиной, жившим во дни Иова. Все это, вероятно, происходило во времена Авраама. Он был одним из четырех друзей Иова, и Иов позвал его в трудную минуту, чтобы получить поддержку. Самый молодой из всех, он колебался говорить так же смело, как остальные друзья Иова. Но, выслушав сказанное ими, он увидел их ошибку.
Факт, что некоторые слова находятся в Библии, не обязательно свидетельствует о том, что они вдохновлены Богом или являются правдой. Еще в молодости мы имели разговор с одним человеком, который в конце концов процитировал нам отрывок из Священного Писания, противоречивший, на первый взгляд, всему остальному Писанию. Мы сказали: “Если это находится в Писании, мы бы хотели знать где оно есть”. Наш оппонент поискал и нашел: “И дьявол сказал...”. Понятно, нет никакого основания верить в то, что дьявол вдохновлен, или верить в то, что слова дьявола вдохновлены.
Слова Елиуя были такими же рассудительными, как слова утешителей Иова – и, возможно, даже более рассудительными, но они были, насколько нам известно, только человеческой мудростью. Когда Елиуй ставил вопрос: “Дарует ли Он тишину, кто может возмутить?”  – то пытался провести определенную черту в обвинении Иова, выступая против крайностей, однако, при этом, не соглашаясь ни с Иовом, ни с его друзьями. Трое друзей Иова убеждали, что он, по-видимому, сделал что-то очень плохое, отчего погибли его верблюды и скот – фактически погибло все его имение, все, что у него было, а также его дети. Он потерял все десять детей, а также утратил благосклонность своей жены. Эти утешители пробовали уговорить его, чтобы он сознался в каком-то большом преступлении, за которое Бог разгневался на него. Но Иов настаивал, что он делал все хорошо, как только мог. Он не говорил, что был совершенен, но в то же время пытался вести набожную, честную и благородную жизнь.

ЗДРАВЫЙ УМ ЕЛИУЯ

Когда Иов представил свои аргументы, а три его приятеля – свои, тогда промолвил Елиуй (перефразируем его слова): “Иов, ты говоришь, что тебе трудно. Но если Бог дарит покой, то кто мог навлечь на тебя хлопоты? Значит, это Он позволил, чтобы хлопоты пришли на тебя”.
Елиуй защищал Бога. Он говорил, что Господь, по-видимому, пожелал, чтобы Иов не имел отныне спокойствия и достатка, иначе эти напасти не пришли бы на него. Какой бы ни была причина, беда Иова, очевидно, не была случайной. Во всем этом должна быть Божественная рука. Даже если все эти трудности и испытания послал сатана, он не мог действовать без позволения Бога. Никто не может помешать Божественному порядку и воле. Елиуй убеждал Иова, что Господь имеет право и власть решать, а Иов – нет. Он указал на Власть и законное право Бога распоряжаться всеми делами жизни, однако вместе с этим он показал, что Иов был более праведен, чем все его сообщники, и хотя он был грешным, однако пострадал не от этого.
Мы можем почерпнуть для себя пользу из слов Елиуя. Перед нами способ мышления человека, который жил в далеком прошлом – приблизительно в то время, когда, по словам эволюционистов, люди еще были обезьянами. Слишком уж здравый смысл для обезьяны! Немного директоров наших колледжей смогут высказаться лучше. Это трезвая логика.

БЕДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ БОЖЬЕЙ НЕМИЛОСТИ

Видим также, что Иов не был таким большим грешником. Напротив, у нас есть все основания верить, что он был истинным пророком Бога, настоящим слугой Бога. О нем Библия говорит, что Бог его любил особенно. Это показано в Иезекииля 14: 19, 20: “Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души”. Также апостол говорит: “Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен” (Иак. 5: 11).
Да, это правда, что беда не могла прийти на него, если бы Бог ее не позволил. Если бы Бог захотел, чтобы он имел покой, то никто не мог бы его потревожить. Но Он позволил трудности, чтобы испытать Своего слугу, так же как позволяет трудности на Свою Церковь и как позволил эти трудности на Своего возлюбленного Сына. Он позволил, чтобы люди совершили всякое зло против Его Сына – издевались над Ним, плевали на Него, били Его, бичевали и, в конечном итоге, распяли. Господь в таких случаях давал, как правило, не покой, а трудности.
Урок из этого стиха для тех, кто поручил себя Божьей опеке, заключается в том, что никто не может потревожить их без Божественного позволения. Господь говорит нам, что в течение Евангельского века Он будет делать так, что все будет во благо Его детям, и что Он не позволит нам быть испытанными больше, чем мы можем (1 Кор. 10: 13). В случае нашего Господа Иегове было угодно поразить Его, чтобы на Него пришли страдания и смерть (Ис. 53: 10). Богу было угодно избрать именно такой План возрождения мира, потому что тот лучше всего иллюстрирует Его Справедливость, Его Мудрость, Его Любовь и Его Силу. Он также принес большую честь и славу нашему Господу Иисусу.
Если говорить о Господнем народе, то некоторые вопросы, касающиеся изменения эпох, лучше всего могут быть решены путем его суровых испытаний. Кроме того, Бог позволяет некоторые испытания для Своего народа потому, что хочет, чтобы он доверял Ему там, где не может понять. Он хочет, чтобы Его народ имел непреклонную веру в Него. Следовательно, Божьи дети могут употребить слова нашего стиха совершенно иным образом, чем Елиуй, обращавшийся к Иову. Мы действительно можем сказать: “Дарует ли Он тишину, кто может возмутить?” Есть определенная мера спокойствия и отдыха сердца, которую имеют все Господние святые. Мы осознаем это даже тогда, когда Он позволяет суровые трудности.
Апостол Павел в своем Послании к евреям говорит: “А входим в покой мы уверовавшие”. Мы входим в покой тогда, когда обретаем состояние, в котором можем верить, в котором можем иметь и действительно имеем полное доверие к Богу. Временами внешние трудности помогают преодолеть злой дух. Господний народ не приходит в уныние от всего того, что способно полностью подавить воодушевление и отвагу других. Хотя твердая рука избавила его от плохого духа, но это была рука любви, и Господь знает, насколько частыми и сильными должны быть эти удары.

ХРАНИМЫЕ В СОВЕРШЕННОМ МИРЕ

“Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он” (Ис. 26: 3). Какие ценные слова для нас, Новых Творений! “Мир Божий, который превыше всякого ума”, должен вести и беречь наши умы и сердца (Фил. 4: 7). Мы должны считать вещи этой жизни недостойными сравнения со славой вечности. Именно так говорит апостол: “Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно” (2 Кор. 4: 17, 18). Когда наш ум обращен к Господу, и мы правильно смотрим на наши трудности, мы можем петь вместе с поэтом:
“Шторм никакой не может потрясти наш внутренний покой,
Когда к Прибежищу прильнуть стремимся мы душой”.
Мы имеем мир, несмотря на обстоятельства извне. Жизненные испытания и трудности Господнего народа смешаны с радостью – они словно ливень и буря, после которых светит солнце. Его радует всякое справедливое услаждение, которое созвучно его посвящению. Он учится проявлять терпение в испытании, зная, что терпение приносит опытность, а опытность дает больше надежды, которая не постыжает (Рим. 5: 3-5).
Следовательно, наш стих убеждает христианина, что если Бог дарует спокойствие, его никто не может потревожить. “Будут... всячески неправедно злословить за Меня”, – говорил Учитель, но мы должны “радоваться и веселиться”. “Да не смущается сердце ваше” (Матф. 5: 11; Иоан. 14: 1). Мы считаем наш стих чрезвычайно ценным, если смотреть на него с нашей точки зрения.

ТРУДНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАШЕГО ИСПЫТАНИЯ

Наш Небесный Отец решил, что на нас должны прийти разного рода трудности, чтобы развить и испытать наш характер. Часть Божественного Плана заключается в том, чтобы дать нам опыт страдания (Пс. 119: 67, 71, 75; 33: 21, 22). Поэтому, когда мы видим Божий народ в горе или испытании, нам не следует говорить, что Бог восстал против него. Каждый из нас должен показать готовность страдать, следуя Его воле, к тому же несправедливо. Наш Господь дал нам пример радостного, терпеливого подчинения Божьей воле. Мы должны идти Его следами. Мы также имеем пример апостолов, когда на них пришли испытания, трудности и преследования, а также пример других святых на протяжении всего века.
Трудности не обязательно являются признаком немилости Бога. Напротив, мы знаем, что “много скорбей у праведного” и что “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”. Истина стоит кое-чего, а верность Господу стоит много. Как говорит апостол: “Если же остаетесь без наказания [воспитания, взыскания]... то вы незаконные дети, а не сыны” (Евр. 12: 8). Если Бог дает в сердце покой, то кто способен одолеть того, кто находится в согласии с Богом, в чьем сердце господствует мир? Следовательно, это – наибольшее из всех благословений. Он дает этот покой тем, которые верно пытаются идти по стопам Иисуса. Мы имеем прибежище, о котором знают только те, кто Его. Ни одна беда не настигнет нас в этом Убежище, ни одна буря не вырвет наш якорь, потому что мы крепко ухватились им за Скалу Веков. “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8: 28). Как Иов впоследствии получил благословения, которые превзошли его кратковременные потери, так и с Господними святыми сегодня!

“Пусть радости мои умрут,
Спаситель мой живет,
Пусть все друзья мои уйдут,
Меня песнь все ж влечет.
Хоть буря может мне грозить,
Я знаю, где укроюсь,
Пока нас будет Он любить, –
Я песней наслаждаюсь”.

R5878 (1916 г.)