СРАВНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЛЮБВИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Нет ничего более необходимого для мира и благосостояния Церкви Бога, чем ясное понимание и надлежащая оценка ее членами моральных принципов, а также полная решимость подчиняться им. Даже среди христиан часто возникает расхождение мыслей относительно принципов деятельности, что в большой мере мешает духовному росту и благополучию. Такие трудности чаще всего возникают от неумения сделать разницу между родственными требованиями Любви и Справедливости. Поэтому мы считаем полезным рассмотреть эти принципы, а также их деятельность между Божьими детьми.
Справедливость иногда изображают в виде пары уравновешенных весов, а также как квадрат и круг, которые должным образом представляют ее характер. Справедливость не знает компромисса или отклонения от установленного правила. Она математически безукоризненна. Она ничего не добавляет к “одинаковым весам”, “одинаковой мере”. У нее нет милосердия, у нее нет сердца, нет сочувствия и нет никакой благосклонности. Она является вычисленной, аккуратной мерой истины и праведности. За справедливость не полагается благодарность тому, кто ее проявил. Он лишь исполнил обязанность, пренебрежение которой было бы преступлением и выполнение которой не заслуживает никакой благосклонности или похвалы. Каким бы непреклонным и безжалостным не был этот принцип, он, как нам сказано, является основой Божьего Престола. Это – принцип, который лежит в основе всех отношений с Его творениями, неизменный принцип Его деятельности. Насколько твердо Бог его придерживается, видно каждому, кто понимает План Спасения, основой которого является удовлетворение справедливости относительно нашего рода. Хотя замысел удовлетворить Справедливость стоил жизни Его Единородному и любимому Сыну, этот принцип Божественной Справедливости был таким важным, что Бог охотно отдал Сына за всех нас.

СНАЧАЛА СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОТОМ ВЕЛИКОДУШИЕ

Принцип Любви, в отличие от принципа Справедливости, исполнен кротости и стремится благословить. Он полон благодати и рад проявлять милость. Однако, понятно, что ни один поступок нельзя считать милостью или проявлением любви, если в его основе не лежит фундаментальный принцип справедливости. Например, если кто-то приходит к вам с подарком и в то же время пренебрегает вернуть вам долг, этот дар не ценится как проявление любви, и вы говорите: “Мы должны сначала быть справедливыми, а уж потом великодушными”.
И это действительно так. Если Справедливость является фундаментальным принципом во всех Божьих делах, то так должно быть и во всех наших делах. Между братьями во Христе это должно проявляться не меньше, чем между братьями в мире. Мы, как братья во Христе, не имеем права рассчитывать на милость друг друга. Все, на что мы имеем право, – это простая справедливость, хотя мы можем отказаться от того, что в действительности является нашими правами. Но в своем поведении мы должны стремиться всегда проявлять справедливость – справедливо платить наши долги друг другу, быть справедливыми в суждении друг друга (обязательно принимая во внимание слабости и т.д., потому что в себе мы также видим определенную меру похожего несовершенства), быть справедливыми в беспристрастной и дружеской трактовке друг друга.
Как только что мы сказали, мы не обязаны требовать справедливости к себе и можем, если захотим, переносить несправедливость без сетований. Однако мы должны, если мы Христовы, платить справедливостью, насколько можем ее видеть. Иными словами, во всем этом мы ответственны не за поступки других, а за свои поступки. Поэтому нам надо искренне пытаться, чтобы все наши поступки, слова и мысли отвечали строгому правилу справедливости, прежде чем мы можем предложить хотя бы один поступок как проявление любви.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ХРИСТИАНИНА

Кажется, что многие христиане, хотя и обретают многолетний опыт, не делают при этом значительного продвижения. Одна из трудностей, которая ведет к такому состоянию, – неумение понять фундаментальные принципы, которые лежат в основе Божественных Законов и касаются нас с того момента, как мы приняты в Господнюю семью. Первым из этих фундаментальных принципов является справедливость. Мы должны каждый раз лучше узнавать о наших правах и правах наших ближних в Церкви и за ее пределами. Мы должны учиться мерить собственные дела и дела других виском справедливости и понимать, что ни при каких обстоятельствах или условиях мы не должны нарушать права, интересы и свободы других. Так делать было бы злом, грехом; это противоречило бы Божественной воле и представляло серьезное препятствие для нашего роста в благодати. Во-вторых, мы должны учиться считать любовь следующей после справедливости за важностью в Божественном Кодексе. Под любовью мы понимаем не любовное увлечение, не сентиментальность, а принцип доброты, сочувствия, понимания и доброжелательности, который, как видим, проявился в нашем Небесном Отце и в нашем Господе Иисусе.
Если мы возрастаем в Господе, становимся крепкими в Нем, это должно происходить согласно упомянутым элементам Его характера. Мы все больше должны понимать и воспринимать с сочувствием других в их испытаниях, трудностях и горе; мы должны становиться мягче, должны становиться более терпеливыми, любезными ко всем и, прежде всего, к тем, кто из Дома Веры. Все благодати Духа являются элементами любви. Бог есть любовь, и кто принимает Его Дух, принимает дух любви.
Эти два фундаментальных принципа обязаны охватывать все наше поведение в жизни. Справедливость говорит нам, что мы должны перестать делать зло, что нам не следует говорить плохие слова или делать поступки, которые были бы несправедливыми по отношении к другому или хотя бы внешне намекали на несправедливость. Мы должны заботиться об интересах другого и его благосостоянии, как о собственных. Справедливость должна руководить всеми нашими отношениями с другими. Любовь может позволить дать им больше, чем могла бы потребовать справедливость, но справедливость требует, чтобы мы никогда не дали им меньше, чем полагается. Что с того, что они не требуют справедливости от нас; что с того, что они согласны взять меньше, чем это было бы справедливо; что с того, что они ничего не говорят, если мы используем их; что с того, если они не оценивают нашу меру справедливости – мы должны придерживаться нашего пути. Мы получили Господний Дух и должны вести себя именно с такой точки зрения, а не с точки зрения других, которые не имеют Его Духа или так или иначе ослеплены и неспособны вести себя справедливо.

ЛЮБОВЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ВЛИЯНИЕ

Если справедливость должна определять наше поведение относительно других, то любовь следует употребить, чтобы измерить поведение других с нами. Не обязательно применять к другим строгие правила справедливости, какие мы считаем своей обязанностью применить к ним. Любовь, доброта требуют, чтобы мы принимали от других меньше, чем требует справедливость, потому что мы понимаем, что они слабы, несовершенны не только плотью, но и умом. Более того, мы видим, что подавляющее большинство в мире вообще не приняло Дух Господа и потому не может оценить эти фундаментальные принципы справедливости и любви так, как мы их оцениваем. В любви мы должны смотреть с сочувствием на их состояние – так, как смотрели бы на состояние больного соседа, друга, отца или ребенка. Мы должны считаться с их неустроенным состоянием и думать как можно более милосердно об их словах, поведении и т.п.
Это не значит, что мы должны быть слепыми или невнимательными к настоящим условиям и позволить, чтобы нас лишили всего добытого или заработанного. В действительности мы должны смотреть доброжелательно, сочувственно на неблагодарность и несправедливость тех, с кем имеем дело. Следует помнить, что они деградированы и не приняли благодати Бога так, как приняли мы, потому их нельзя мерять строгой справедливостью, а следует относиться к их несовершенству с пониманием, с гибким подходом любви. Но наше поведение мы должны мерять законом справедливости, Золотым Правилом.

КАК ЛЮБОВЬ МОЖЕТ ПЕРЕПОЛНИТЬ МЕРУ

Смотрите, как недвусмысленно Учитель излагает эти принципы, ставя нам за обязанность Золотое Правило как мерило нашего поведения с другими, а именно: когда мы оцениваем их отношение к нам, то должны быть столь же великодушными, как нам хотелось бы, чтобы наш Господь был великодушен к нам на основании Его слов, что “каким судом судите, [таким] будете судимы”! Правильное понимание этих фундаментальных принципов справедливости и любви Господним народом и применение их в ежедневных делах жизни поднимет нас над миром. Оно позволит избежать многочисленных дрязг, судебных исков, частых споров и сделает Господний народ ярким примером доброжелательности, великодушия, любви и, одновременно, примером справедливости, порядочности, надежности и т.д.
Любовь, в отличие от справедливости, не является таким точным принципом, который можно измерить или взвесить. Она имеет тройной характер: она чувствует жалость; она сочувствует, то есть она мягкая – в значении душевного единства; она почтительна. Эти разные формы любви проявляются в зависимости от того, на что обращена любовь. В форме жалости она является формой любви самого низкого уровня, принимающей во внимание даже недостойных и деградированных и пытающейся принести ту или иную меру облегчения. Сочувствующая любовь поднимается выше и способствует единству, дружеским отношениям. Но почтительная любовь возвышается над всеми и радуется, когда видит что-то доброе, чистое и хорошее. В этой последней форме мы можем действительно любить Бога превыше всего, как олицетворение того, что действительно достойно восхищения и почета, а также любить наших ближних в той мере, в какой они обретают Его подобие. Божественный Закон требует любви к Богу и к человеку.
Хотя мы должны каждому человеку (как долг) любовь в одном из этих значений, мы не можем требовать ее от других. Но любовь переполняет справедливость с излишком. Любовь сотрясает мерку, вдавливает ее, насыпает с вершком. Христианин не должен сетовать на недостаток любви, однако когда он получает ее, то должен с благодарностью ее оценить и воздать взамен. Каждый, кто хочет любви, должен хотеть ее в наивысшем значении – в значении восхищения и почтения. Эта форма любви наиболее драгоценна, и единственный путь ее обрести – проявлять благородность характера, которая порождает ее в других, действительно благородных, действительно похожих на нашего Господа Иисуса.
Любовь, порожденная сочувствием и единством, также является очень ценной. Но всякое чувство в ответ на требование лишает любовь ее отборных ароматов. Поэтому никогда не требуйте любви, но, проявляя ее к другим, поощряйте любовь в ответ. Любовь к жалости не вызвана благородством того, на кого она обращена, но благородством того, кто ею одаривает, чье сердце настолько полно любви, что она переливается великодушными порывами даже к тому, кто этого недостоин. Не все, кого жалеют, достойны любви в наивысших ее проявлениях, и именно они часто всяческим образом злоупотребляют нашей любовью.

САМОЛЮБИВЫЙ, ОДНОСТОРОННИЙ ВЗГЛЯД

Требовать Любви, которая переливалась бы через края своими благословениями (а это находится вне требований справедливости), является проявлением скупости. Мы сами можем держаться этого принципа любви, но не можем требовать его от других. Если мы так делаем, то показываем недостаток любви и проявляем значительную меру самолюбия. Кое-кто, кажется, хорошо видит, в чем братская любовь должна распространяться на него, но сам медлит обращать внимание на свои обязанности в этом направлении.
Например, два брата когда-то вместе наняли жилище, но вскоре один, не сумев учесть необходимые требования любви и справедливости, решил использовать любовь другого брата до такой степени, что начал требовать, чтобы тот внес всю плату за жилище. Когда второй брат сослался на требования справедливости, первый начал напоминать ему о братней любви. Наконец последний неохотно согласился, не зная что ответить на такой аргумент, но при этом чувствуя, что некоторые христиане имеют меньше принципов, чем светские люди. Странно, что некоторые Божьи дети смотрят на вещи так узко, так однобоко, так самолюбиво! Неужели они не способны понять, что любовь и справедливость должны действовать в обоих направлениях: что обязанность каждого не в том, чтобы смотреть за другими, а в том, чтобы следить за собственным поведением и стремиться проявлять братскую любовь? И если кому-то все же придется учить других, то пусть он учит собственным примером, а не указанием.

ЛЮБОВЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Остерегайтесь жадности. Пусть каждый помнит, что он является распорядителем Господнего имущества, порученного ему, а не его брату; что за правильное использование того, что Учитель передал в его руки, каждый должен отчитаться перед Господом, а не перед другими. Нет ничего более нерассудительного и непривлекательного в Божьих детях, чем склонность к пустяковой критике личных дел другого. Эти мелкие вещи – не для святых. Как ни грустно сознаться, они показывают недостаток братской любви, которой следовало бы проявиться, прежде всего, в широком и великодушном способе мышления, готовом скорее покрыть множество грехов, чем умножить их.
Христианин должен иметь любящий, добродушный нрав – копию нрава Небесного Отца. В мелочных делах у него должно быть обилие сочувствия и любви, чтобы не принимать их во внимание – так же как Бог ради Христа имеет дело с нами и не засчитывает нам греха, который не происходит от знания и своеволия. Если бы такое правило действовало среди христиан, то готовность не вменять в вину то, что сделано неумышленно или не было обдумано заранее, оказалось бы для всех большим благословением, а также правильным, богоподобным поведением. Проступки, о которых упоминает наш Господь в Матфея 18: 15-17, это не мелочные дела (не несущие никаких последствий), не злые подозрения и выдумки, не слухи, не мнимые обиды, а откровенные злые поступки, сделанные нам. И наша обязанность – мягко, с любовью и умом дать соответствующий упрек, некоторое напоминание, что мы видим зло, что нам неприятно, что нас оскорбили и что это нужно исправить.
Мы должны всегда иметь склонность прощать, и это должно проявляться у нас каждый раз. Наша полная любви доброжелательность, наша доброта и желание не думать плохое или думать как можно меньше о нем, должны проявляться во всех жизненных словах и поступках. Это и есть богоподобие. Бог имел доброжелательные, милосердные, великодушные чувства к нам даже тогда, когда мы еще были грешными. Он не ждал, пока грешники будут просить прощения, но сразу показал Свое стремление к согласию и Свою готовность простить. Все Евангельское Послание говорит об этом: “Помиритесь с Богом”. Наши сердца должны настолько наполниться стремлением прощать, что наши лица не будут каменными, и наши слова упрека не будут острым жалом. Мы должны показать полное любви прощение, которое должны постоянно иметь в своем сердце.
Пусть любовь и справедливость займут положенное, соответствующее место в сердцах всего Божьего народа, чтобы враг не имел возможности торжествовать! Псалмист сказал: “Как люблю я закон Твой [Закон Любви, фундаментом которого является справедливость], весь день размышляю о нем” (Пс. 118: 97). Действительно, если бы все постоянно думали о Божьем Законе, то было бы мало грубых ошибок, какие мы часто видим! Бодрствуйте и будьте трезвыми, чтобы противник и наша деградированная плоть не взяли верх над нами как Новыми Творениями. Пусть наше “Я” постепенно исчезает, а ЛЮБОВЬ пусть становится превыше всего.

R5883 (1916 г.)