“ВОТ, МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ЯЗЫЧНИКАМ”
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 13: 13-15, 42-52
ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СВ. ПАВЛА – ЕГО ПРОПОВЕДЬ В АНТИОХИИ ПИСИДИЙСКОЙ – ДВОЙНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО РЕЧИ – НЕИСТОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ОСЛЕПЛЕННЫХ СЕКТАНТСКИМ ПРЕДУБЕЖДЕНИЕМ – ИЗВРАЩЕНИЕ И КЛЕВЕТА КАК МЕТОДЫ ПРОТИВНИКА ДЛЯ БОРЬБЫ С ИСТИНОЙ
“Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (стих 47).
Из Антиохии Павел и Варнава отправились в морской порт Селевкия, где они сели на корабль к острову Кипр. Этот остров был таким же хорошим местом для начала деятельности, как любое другое, но его преимущество было в том, что это была родина Варнавы, который знал диалект народа, его обычаи и тому подобное. С ними пошел брат Варнавы, Иоанн Марко, автор Евангелия Марка, сын Марии из Иерусалима.
Хотя Павел и Варнава хорошо понимали факт, что язычники теперь могут иметь доступ к благословениям Евангелия, однако в каждом месте они посещали иудейскую синагогу. Иудеи верили Моисею и пророкам, потому ждали Мессию. Они непременно должны были быть в лучшем состоянии ума для принятия Послание Евангелия, чем язычники, которые не знали об этом ничего и которых еще предстояло учить. Действительно, большая часть обращенных со времени воскресения нашего Господа и падения Иерусалима в 70 году н.э. состояла, по-видимому, из иудеев, и до той поры лишь незначительное число язычников приняло Христа.
Миссионерское путешествие, вероятно, заняло много времени, ведь втроем они шли от села к селу, проповедуя Христа, пока не дошли до города Пафа на другом конце острова. Там они нашли Сергия Павла, человека умного, правителя острова. Еще до того, как миссионеры пришли туда, он услышал о них, однако противник, который за этим наблюдал, начал вводить его в заблуждение через Елиму, иудейского волхва и гадальщика, который обрел благосклонность проконсула и считался его другом. Мы не должны удивляться, что человек трезвого ума, каким нам представляется проконсул, так интересовался волхвом и его делами. Напротив, помните, что сегодня многие способные люди также находятся частично под воздействием того же противника и его орудий – медиумов духов. В добавление ко всему, волхвы когда-то были учеными и творящими чудеса одновременно, а также были известными людьми.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЛОЖЬЮ
Когда проконсул услышал о Павле и Варнаве, то послал по них, желая узнать больше. Итак, наступило столкновение сил света и тьмы, Истины и Лжи. Между ними нет согласия; они противоречат друг другу во всем. Также в этом случае, как только волхв увидел, что проконсул попадает под влияние Истины, он, чтобы предотвратить это, задействовал все возможности. Это открыло путь для замечательного проявления Божественной силы через апостола Павла, который осудил гадальщика, сказав о нем откровенно все и сказав также, что он ослепнет и некоторое время не будет видеть даже солнца. Слепота пришла на Елиму постепенно – сначала затуманивание зрения, а потом полная тьма.
Такое проявление Божественной силы оказалось убедительным для проконсула. Не подумайте, что это событие обратило его, но, услышав об учении и имея возможность сравнить его со своими предыдущими взглядами и объяснением Елимы, он смог через это событие прийти к правильному выводу и стал на Господней стороне.
УХОД ИОАННА МАРКА
Св. Павел и его спутники не задержались в Пафе, но отправились в Малую Азию. Когда они прибыли в Пергию в Памфилии, Иоанн Марко закончил там свое служение и вернулся в Иерусалим. То ли трудности, то ли досада, то ли тоска по дому – не знаем – лишили его на определенное время усердия как слуги Господа, и это оказалось ему не на пользу. Какой бы не была причина, апостол Павел не посчитал ее достаточной, поэтому что в другой раз, когда Варнава предложил, чтобы Марко сопровождал их еще раз, св. Павел отказался (Деян. 15: 36-40). Он не сделал бы этого, если бы уход Марка был оправдан необходимостью.
Однако в том, что случилось с Марком, есть определенный элемент ободрения. Впоследствии он, по-видимому, стал преданным воином Креста и опять был задействован в Господней службе, и мы видим, что апостол Павел по достоинству оценил его верность (Кол. 4: 10; 2 Тим. 4: 11). Господь очень милостив к нам в наших слабостях и несовершенстве, и как Он вернул Марка, так и охотно вернет всех, кто выучит лекции из своих неудач и искренне будет искать восстановления в труде и привилегий службы.
ПРОПОВЕДОВАНИЕ В АНТИОХИИ ПИСИДИЙСКОЙ
Первая остановка в Малой Азии была в Антиохии Писидийской. Уже по обыкновению они сначала посетили иудейскую синагогу. Здесь миссионеров узнали как людей захожих и людей способных. После того, как привычное служение в синагоге началось чтением определенного места из Закона, их пригласили сказать слово к собранным, которые были иудеями от рождения и иудейскими прозелитами из язычников.
Слово было дано апостолу, который произнес речь. Апостол признал факт, что его слушатели имеют веру в Божьи обещания, касающиеся грядущего Царства Мессии, поэтому ему не обязательно останавливаться в проповеди на теме Царства; скорее слушателям следовало объяснить, что Царство и постоянное благословение для всех поколений земли (ка следует из обещания, данного Аврааму), невозможны, если сначала каким-то образом не будет достигнуто Божественное прощение грехов мира.
Следовательно, целью обращения апостола было показать, что в прошлом Бог установил образное царство, которое никогда не достигло такого величественного уровня, который нужен для исполнения обещания, данного Аврааму; что обязательно нужно было ИСКУПЛЕНИЕ мира и прощение грехов. Дальше он обратил их внимание на Иисуса, Мессию – не только распятого Мессию, но и на воскресшего, Который, благодаря Своей смерти за грехи мира, может спасти в полной мере всех, кто придет к Богу через Него. Полностью изложив вопрос, апостол представил своим слушателям сущность Евангелия Христа – прощение грехов.
Прощение грехов по-прежнему является сущностью Евангелия, хотя люди сегодня, как и тогда, неохотно принимают его. Оно разочаровывает людей, осуждая их и утверждая, что все являются грешными; что “нет есть праведного ни одного"; что все нуждаются в таком искуплении, о котором Бог позаботился в Жертве Христа. Оно разочаровывает также в том, что показывает необходимость отказаться от греха в сердце и, насколько возможно, попытаться противодействовать ему во всех жизненных делах.
Немногие имеет уши, чтобы слушать это Послание. Большинство готово говорить: “Проповедуйте нам сладкоречивое! Восхваляйте нас за наше религиозное рвение! Скажите нам, какие мы исключительные не только по сравнению с языческим миром, но и со всеми, кто рядом. Скажите нам, что мы – Божий народ и что Бог без нас не обойдется. Не говорите нам, что мы грешны, что мы находимся под осуждением, как и прочие, и что все желающие прийти к Богу через Иисуса Христа должны войти в те же узкие врата веры, отказа от греха и посвящения сердца исполнять Божью волю”.
ДВОЙНОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОПОВЕДИ
Проповедь апостола принесла двойной результат. Искренние сердцем поняли Истину о Божьем совершенстве и о своем собственном несовершенстве и признали, что им нужен именно такой Спаситель, которого проповедовал апостол. Они сразу подошли к миссионерам, которые, увидев правильное состояние их сердца, заверили их в Божьей благодати, милости – что теперь Послание спасения через Иисуса является дальнейшим развертыванием и развитием той же милости, которая уже распространилась на иудеев; что они должны дальше пребывать в Божьей благодати, позволять Богу дальше руководить ими на Его пути, дальше получать Его милости и благословения, которые теперь приумножились для них через Иисуса Христа и дело Примирения, которое Он исполнил. Другие были менее приготовлены к словам апостола и, пожалуй, склонны завидовать тому вниманию, которое было проявлено к миссионерам и их учениям.
Новости о новой религии вместо иудейской распространились в маленьком городе, где иудаизм имел крепкую поддержку и большое уважение. Следующей субботы выслушать Послание миссионеров собрался весь город, хотя большинство пришло, очевидно, из любопытства увидеть разницу между этими учениями и учением иудейских учителей. Такое внимание к двум захожим чужестранцам и их новым учениям, которые угрожали одолеть иудаизм, естественно пробудила дух зависти у сторонников форм и церемоний, любящих почести людей и сектантскую спесь.
Как следствие, они начали прекословить св. Павлу и хулить Бога. Это не значит, что они презирали Божье имя, но они сквернословили, то есть оскорбляли апостола и Варнаву, наговаривая на них плохое. Можем допустить, что они искажали мотивы и характер миссионеров. Это – привычное поведение тех, кто выступает против Истины. Так было всегда. Истину невозможно отрицать; ей невозможно противостоять. Но ее можно извратить, против нее можно выступить. Представление Истины можно исказить, а ее посланников – высмеять, опозорить. Противник, кажется, каждый раз избирает именно такой способ, и такой способ сейчас в моде. Тот, кто отрицает Истину, не осмеливается вступать с ней в открытую дискуссию, но он ее искажает, излагает неправильно и говорит плохое о ее сторонниках.
ДВЕ ЛЕКЦИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Оппозиция не разочаровала миссионеров. Напротив, они стали еще более смелыми и откровенно сказали своим оговорщикам, что те отвергают Божью милость, Божий План, и делают это себе во вред. Оба они показали, что Бог давно благоволит Израилю; что Он, посылая им Слово через Мессию, дальше имеет к ним благосклонность, и что на основе Его распоряжений обязанность Его представителей – идти дальше и говорить Евангелие каждому, кто имеет уши, чтобы слушать, – иудею первому, а также еллину. Они показали, что Светильник Истины, зажженный ныне Богом, не был исключительно для иудеев, как это было с Его предыдущими милостями, но, как сказал пророк, он должен быть также “светом к просвещению язычников – во спасение до края земли (Лук. 2: 32; Ис. 42: 6; 52: 10).
Эта черта Евангелия вызывала особое недовольство тех иудеев, сердце которых было плохим, и, напротив, оказалась привлекательной для немногих чистосердечных. Так и ныне. Послание, актуальное сегодня для христианства, это послание: Больше Света! Оно показывает, что Светильник Божьего Слова обетования, которому было позволено в начале этого века благословить иудеев и язычников настолько, насколько глаза их понимания были открыты, вскоре должен уступить место большему Свету. Если Божье Слово было Светильником для ног и лампой на пути верных свыше восемнадцати веков, то Солнце Правды вскоре поднимется и зальет весь мир светом знания доброты Бога.
Те из Божьего народа, у кого доброе сердце, будут рады открытию Истины. В них не будет никакого чувства зависти. Однако большинство, полное сектантских планов и самолюбивых чувств, ослепленное фальшивой теологией и ошибочным представлением Божьего Слова, будет оказывать неистовое сопротивление любой мысли о Божественной милости для каждого творения – не только для тех, кто еще не попал в темницу смерти, но и для двадцати миллиардов, которые уже умерли в неведении о единственном Имени, данном под небесами и среди людей, через которое мы должны спастись. Однако верные, чистосердечные обрадуются долготе, широте, высоте и глубине Божьего Плана, который должен исполниться в Тысячелетии через прославленного Христа, Главу и Тело.
“КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРЕДУСТАВЛЕНЫ К ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ”
Много язычников наполнилось радостью, услышав, что Божья милость шире, чем они раньше думали. Некоторые, как можем догадываться, удовлетворились тем, что им рассказали о чем-то, что превышает иудейские учения. Но, по нашему убеждению, некоторые поверили в истинном смысле слова – приняли Христа как своего Искупителя и Законодателя. Также сегодня мы видим два класса сторонников Нынешней Истины. Некоторые приветствуют ее с радостью и благодарно служат Господу с большим усердием, чем когда-либо раньше. А некоторые просто рады видеть, что популярная теория о вечных мучениях для подавляющего большинства людей не имеет библейского основания; но при этом Божественная любовь и милость не притягивает их особенным образом.
Чем больше распространялась Истина, тем более свирепыми становились ее оппоненты, иудейские начальники. Там, где невозможно было отрицать аргументами или логикой, они успешно оказывали сопротивление с помощью предрассудков и суеверия, порождая низкие мысли своими кривотолками. В результате им настолько удалось убедить некоторых влиятельных и известных лиц города, что миссионеры вынужденные были отойти.
Написано, что уверовали те, “которые были предуставлены к вечной жизни”. Слово “предустановлены” можно здесь правильно перевести как “полны желания”. Очевидно, что многие из тех, которые услышали Евангелие и его предложение вечной жизни и желали принять условия, стали верующими – послушными вере. Так же происходит и дальше. Везде, куда идет Истина, она находит тех, кому она нравится и кому не нравится, тех, кто ценит учение и награду, которую оно предлагает, и тех, кто любит наслаждение греха или дела и похвалу мира. Сейчас есть время для каждого, кто услышал эту Весть, сделать для себя выбор. Вскоре число избранных будет укомплектовано, и тогда начнется труд благословения человечества, благословения неизбранных.
R5889 (1916 г.)