ТРУДНОСТИ В ЛИСТРЕ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 14: 8-20
ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ – ПРЕСЛЕДОВАНИЕ СВ. ПАВЛА И ВАРНАВЫ – КЛЕВЕТА И ПОБОИ СО СТОРОНЫ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДВОДИТЕЛЕЙ – ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ ЧУДО – ЧЕСТНОСТЬ, НАГРАЖДЕННАЯ КАМНЯМИ – ВЫНУЖДЕННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ – ПОСЕЩЕНИЯ ГОРОДОВ, ГДЕ БЫЛИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ – НЕОБХОДИМОСТЬ ТРУДНОСТЕЙ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВЯТЫХ
“Он дает утомленному силу и изнемогшему дарует крепость” (Исаии 40: 29).
Оставив Антиохию Писидийскую, св. Павел и Варнава пошли в Иконию, примерно за сто миль. Там они верно свидетельствовали Слово и там также поднялось недовольство и возникла угроза преследования. Запись говорит, что “язычники и иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, но они, узнав [о сем], удалились в... Листру”. Они не могли позволить, чтобы опасения помешали им проповедовать Евангелие с отвагой, и не боялись угроз, поэтому когда преследования стали невыносимыми, они удалились. Делая так, они следовали Господним советам. Господь не говорил: “Бойтесь преследований, откажитесь от вашего Послания и спрячьте свою свечу под сосуд”, – а говорил что-то совсем другое. Он также не говорил: “Бойтесь и бегите даже тогда, когда нет никакой опасности”. Напротив, Он сказал: “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой”.
Прибыв к Листру, они опять начали проповедовать Евангелие, да еще так смело, будто накануне не было никакого противостояния. Среди слушателей был один человек, не владеющий ногами, по-видимому иудей или один из прозелитов, которого очень заинтересовали слова апостола. Увидев, что этот человек имеет веру, св. Павел умолк и затем воскликнул к нему: “Стань на ноги твои прямо!” Ничего такого этот человек никогда до сих пор не делал, но он имел нужную веру и послушался повеления апостола. Вот так, на удивление всех собранных, произошло чудо. Людей охватил порыв, и они начали выкрикивать на своем диалекте: “Боги в образе человеческом сошли к нам”.
Город Листра считался сценой одного мифического события. По преданию Юпитер и Меркурий, два мифических бога, как-то сошли в Листру в человеческом виде. Им везде отказали в убежище, но в конечном итоге они пришли в дом одного бедного человека, который принял их как мог. Боги наградили его, превратив нищенский дом в роскошный храм, а остальных горожан наказали наводнением. Это предание было очень давним, и в городских воротах его увековечили фигурой Юпитера – защитника города.
Легко заметить, как довольно несведущий и суеверный народ быстро пришел к выводу, что приход св. Павла и Варнавы явился повторением прихода Юпитера и Меркурия, упоминание о котором традиционно передавалось устно. Они назвали св. Павла Меркурием, потому что по преданию Меркурий был оратором, красноречивым, а Варнаву назвали Юпитером. Незамедлительно священник Юпитера приготовился принести в жертву вола перед статуей Юпитера в воротах города на честь, как он считал, богов, явившихся в облике людей, то есть в облике Варнавы и св. Павла.
БЛАГОРОДСТВО МИССИОНЕРОВ
Миссионеры, по-видимому, спокойно разговаривали с кем-то заинтересованным, когда услышали о суматохе в городе и о том, что готовится жертвоприношение. У них даже не было мысли воспользоваться суеверностью людей, вообразив себя кем-то значительным, или превратить это событие в служение Истине, утверждая, что Бог является Юпитером, а наш Господь Иисус – Меркурием, и что они сами представляют Отца и Сына.
Напротив, как можно более убедительно и понятно они уговаривали людей прекратить это, объясняя, что они сами являются лишь несовершенными людьми, как и здешние жители – “человеками”, что их миссия совсем другая, чем думают жители Листры, что Юпитер и Меркурий – лишь творения воображения, невежества и суеверия. Оба они бросились между возбужденных людей, которые готовились к жертвоприношению. С большим трудом, объясняя другим о собственной малозначимости, они сдержали людей от жертвоприношения в свою честь. Какое благородство! Их верность Господу и Истине засвидетельствовала правильность того, что именно их отправили в миссионерское путешествие.
Из этого приключения мы можем взять для себя урок, который поможет тем из Господнего народа, кто в той или иной мере является Его послами, представителями, учителями Истины. Сама Истина, особенно в свете нынешнего времени, является столь замечательной, столь удивительной, что она поневоле бросает свой отблеск на тех, кто ее представляет, вынуждая людей изумляться и говорить, как когда-то: “Откуда у Него такая премудрость и силы?” (Матф. 13: 54). В некоторых случаях это может привести к излишнему уважению, к необоснованным почестям и даже к подхалимству, которое Господним послам принимать не годится и которое следует немедленно и полностью отвергнуть, как это сделали св. Павел и Варнава, отказавшись от почестей, какие жители Листры хотели им воздать.
Однако из светской точки зрения это было бы немудрое поведение. Тот, кто готов принять лесть, восхваление и почести больше чем следует, наверное, получит ободрение от противника на этом пути и увидит, что светский дух любит чествовать светских героев. Следовательно, единственный мудрый путь для Господних слуг – это путь, которого держались миссионеры и который описан в нашей лекции: избегать подобного, признать, что они являются такими же смертными людьми как другие, и держаться Божьего Слова, прячась за него и игнорируя себя полностью.
Такой путь не только полезен для того, чтобы найти и развить настоящих детей Бога, которых Он собирает ныне из мира, но полезен и для Господних послов, потому что таким образом они будут возрастать в благодати Господа Иисуса и на подобие Его характера, в котором повиновение является очень важным. Вот так они лучше всего будут пребывать в любви Бога.
НАСТОЯЩИЕ ВОИНЫ КРЕСТА
Обращая внимание жителей Листры на факт, что их представления превратны, апостол хорошо понимал, что это вряд ли принесет ему благосклонность слушателей, потому что от природы человек не любит, когда ее упрекают за бессмыслицу. Чтобы добиться их благосклонности, надо было сказать им неправду – что они очень умны, что их поведение полностью справедливо и так далее. Поэтому в своей попытке быть откровенным и служить Истине он рисковал вызвать у них разочарование и недовольство. Бесспорно, апостол, как словесное орудие Бога, не упускал возвещать все Божье Послание, невзирая на возможные последствия.
Перед нами хороший урок для всего Господнего народа. Нужно не так уж и много отваги, чтобы быть воином Креста и показывать верность Истине среди тех, кто имеет ту же драгоценную веру и послушность. Большая отвага нужна для того, чтобы противостоять неуместному чествованию со стороны людей, когда мы знаем заранее, что такое противодействие не только лишит нас их уважения и приязни, но и унизит нас в их глазах и превратит в их врагов. Настоящие воины Креста по-прежнему имеют такие испытания, которые требуют твердости – закаляющего опыта в Господней службе, чтобы выдержать все и выйти из этого с честью.
Младенцы во Христе, слабенькие, неопытные, которые не прошли сквозь испытания и трудности и не развили свой характер, не закалены и не могут устоять в таких испытаниях. Поэтому апостол советует Церкви, чтобы даже положенное возвышение к соответствующему служению в Церкви не предлагать новичкам, чтобы они не возгордились и не навредили себе и другим (1 Тим. 3: 6). Нужно время и закаленность для того, чтобы должным образом принять и оценить соответствующие почести и уважение или отказаться от несоответствующих.
Св. Павел сказал своим слушателям, что в давние времена Бог позволял всем народам ходить собственными путями и вмешивался в дела, как правило, только одного народа – Израиля. Всем другим народам было разрешено избрать свой собственный путь настолько, насколько он не противоречил той или иной черте Божественного Плана. Пророк так представил дело Израиля: “Только вас признал Я из всех племен земли” (Ам. 3: 2). Ссылка апостола на “прошедшие роды” (стих 16) свидетельствует об изменении эпохи, которое наступило со смертью нашего Господа Иисуса, о лишении Израиля особенной милости и о провозглашении Евангельского Призыва всем, кто имеет уши, чтобы слушать: “во-первых, Иудею, [потом] и Еллину”.
В настоящее время Бог дает Послание, наставляя все народы, чтобы они обратились от всех таких тщетностей и признали единственного живого и истинного Бога и Его Сына, превознесенного Искупителя мира, Которому Отец определил стать его правителем в свое время, чтобы свергнуть грех и смерть и благословить Своим Царствованием Праведности все племена земные. Апостол также обращает внимание на то, что хотя Бог оставил народы без напутствий Завета Закона и пророчеств, Он дал им некоторые доказательства Своей опеки, позаботившись об их нуждах – позволив сиять солнцу и падать дождю на праведных и неправедных, на злых и добрых.
КАМНИ ЗА ПРАВДУ
Внезапная перемена в настроении жителей Листры после представления апостолом Истины заставила их взглянуть на миссионеров совсем другими глазами, потому что оказалось, что они, по их собственным словам, самые обычные люди, как и другие. Можем допустить даже, что они чувствовали себя униженными тем, что их суеверие заставило их проявить почет к людям, которые отказались от него и признали себя недостойными.
Пока толпа находилась в таком настроении, прибыли иудеи из Антиохии и Иконии и наговорили жителям Листры, что эти миссионеры – мятежники, которые используют доверчивость людей, “всесветные возмутители”, что они задают вопросы о теологии и беспокоят умы людей. Толпа уже была готова к такому повороту событий, настроенная поверить, что эти двое, если они в действительности не являются Юпитером и Меркурием, так или иначе являются обманщиками и хитрецами, которые обманули людей и заслуживают смерти. В результате св. Павла забросали камнями, вытащили за город, почитая его умершим.
Каким переменчивым является деградированный человеческий ум в состоянии суеверия и невежества! Как легко священнику Юпитера удалось убедить несведущих жителей сделать из людей богов, и как быстро он повел их в противоположном направлении, таком же плохом! Хотя среди них был наибольший из всех апостолов, один из самых выдающихся ораторов и логиков, которых мир когда-нибудь знал, он сумел повлиять только на немногих в добром направлении – для Истины и праведности, для повиновения Богу!
Во многих отношениях мир сегодня такой же, как тогда, хотя цивилизация и общее знание сделали много, чтобы вывести его из жалкой тьмы, которая ведет к идолопоклонничеству; хотя ислам, конфуцианство, церковничество и некоторые виды христианства наложили на него свой отпечаток порядочности, рассудительности и здравомыслия. Однако, даже имея этот отпечаток, массы людей по-прежнему находятся в весьма неудовлетворительном состоянии. Их по-прежнему легко обмануть, и они готовы ценить хвастливых и ищущих восхваления, готовы поклоняться всему, что добивается похвалы, а не тому, что на нее заслуживает. Они склонны искажать Бога и Его План, рассматривая их с дьявольской точки зрения и не оценивая длину, ширину, высоту и глубину Любви Бога.
НЕЗАУРЯДНЫЙ СЛУЧАЙ
Но Бог не оставил апостола Павла. Апостола забросали камнями не по причине безразличия Бога или отсутствия у Всемогущего силы защитить Своего слугу. Напротив, вполне возможно, что Господь преподавал апостолу какую-то большую лекцию, ценную для него и для Церкви, которой он служит даже сегодня всем тем, что ему пришлось испытать. Возможно также, что апостол, когда его забрасывали камнями, вспомнил смерть св. Степана, на которую он дал согласие. Возможно также, что он понял еще раз собственную ничтожность считаться таким известным представителем Господа и Его Истины.
Если бы возможность жертвовать собой не сопровождалась тяжелыми испытаниями, как знать, не чувствовал ли бы апостол самоудовлетворения, которое является естественным для любого человека, сознательно отказавшегося от проявленных ему почестей. Возможно, он важничал бы своим сильным характером, однако то, что с ним случилось, подтолкнуло его, как он сам писал об этом впоследствии, в противоположном направлении (Рим. 5: 3-5). Все Господние верные могут взять из этого хороший урок: могут научиться доверять Господнему провидению во всех своих делах – не только в тех, которые кажутся благоприятными, но и в тех, которые явно не на пользу и приносят беду. О св. Павле Господь сказал: “Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое” (Деян. 9: 15, 16). Из этой лекции можно сделать вывод, что когда Господним слугам дано страдать для Его имени – не за плохие поступки, не за гнев, злость, ненависть, споры, сквернословие и тому подобное, а ради Него – это свидетельствует о Господней милости, о принятии их жертвы так же, как образно жертва Авеля была принята через огонь.
Когда ученики стояли около распростертого на земле св. Павла, думая, что он мертв, апостол поднялся и вернулся в город.
ВЫНУЖДЕННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Их публичное проповедование в Листре закончилось. На следующий день миссионеры отправились в Дервию, находившуюся оттуда миль за тридцать пять. Из этого видим, что для св. Павла Господь сделал большое чудо, потому что он мог продолжать свое путешествие уже на следующий день после жестокого избиения, когда его забросали камнями почти до смерти. Господь временами делает чудеса для Своего народа, как в данном случае, а в другой раз Он отдает их жизненным напастям, как остальных людей.
Мы не имеем никаких подробностей служения Истине в Дервии. Можем допустить, что оно проходило без особенных приключений. Дойдя аж сюда, миссионеры решили идти назад, а не идти дальше и возвращаться кратчайшим путем – через Тарс, родной город св. Павла. Очевидно, что мотивом было осознание факта, что небольшие общины верующих в Листре, Иконии, Антиохии Писидийской будут нуждаться в ободрении и утверждении в Истине, что после свирепого противостояния в этих местах будет меньше трений и проблем, а на вопросы, которые возникнут в новообращенных, не будет кому умело ответить.
Это был пастырский труд, и больше не упоминается, чтобы по пути домой миссионеры пытались вести миссионерскую деятельность. Да они и не надеялись обратить в этих городах всех людей. Божий План был для них слишком хорошо понятный, чтобы питать надежды, которые лелеют деятели современных миссий. Им было хорошо известно, что миссия Евангелия заключалась не в том, чтобы обратить мир, а в том, чтобы избрать из мира особенный народ для Его имени (Деян. 15: 14). Они свидетельствовали людям об Истине и верили, что Господь с ними и что можно обрести (через миссионеров или тех, кто уже был просвещен) только тех, кто имеет уши слышать.
Поэтому оба довольствовались трудом укрепления “малого стада”, поощряя к тому, чтобы сделать свое звание и избрание твердым для места в Тысячелетнем Царстве, которое в свое у Бога время, в грядущем веке, будет использовано Господом для благословения мира, для обращения мира, для поднятия мира.
Наверное, братья в этих местностях удивлялись, почему это слуг, служителей Евангелия, если оно от Бога, следовало отдать на милость сил зла. Это могло значительно покачнуть их доверие, потому что естественно надеяться, что Бог защитит Своих слуг. Св. Павел объяснил это верующим, говоря, что трудности нужны, чтобы усовершенствовать святых, чтобы испытать веру, чтобы испытать и приготовить тех, которые будут сонаследниками с Христом в Царстве. После того, как позволение зла выполнит свою цель удержать “малое стадо” в стороне от мира, отполировывать его и очистить для Царства, придет время, когда сатана будет связан, когда праведных больше не будут преследовать, но они будут царствовать как сонаследники со своим Господом и Главой в Его Царстве.
R5891 (1916 г.)