СВЯТОСТЬ
Представляя вопрос святости, совершенства характера, Христоподобия, мы в Исследованиях Священного Писания постарались быть внимательными, обращая внимание на то, что это не означает совершенство плоти, которое, как везде учит нас Библия, является невозможным. Мы показали, что речь идет о совершенстве сердца, намерений, воли, стараний. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”. “Господа Бога святите в сердцах ваших”. “Преобразуйтесь обновлением ума вашего” (Матф. 5: 8; 1 Пет. 3: 15; Рим. 12: 2).
Однако некоторые могут подумать, что речь идет о совершенстве плоти, и могут попасть в крайность, в которую люди уже попадали в прошлом, считая, что в делах, словах и мыслях они совершенны как Господь. Это может привести к своего рода духовной спеси, очень пагубной, поскольку это небиблейский взгляд. С другой стороны, некоторые, более совестливые из Господнего народа, осознавая несовершенство собственной плоти – собственного поведения, слов, мыслей, – могут совсем разувериться и оставить бег.
Некоторые могут вообразить себе, что они стали совершенными в плоти настолько, что уже не нуждается в Одежде Христовой Праведности. Это серьезная ошибка, как видно из притчи о Свадебной Одежде, где показано, что снять Одежду Христовой Праведности (отказаться от нее) означает лишиться права быть в обществе Господнего народа. Такому грозит быть брошенным во внешнюю тьму мира: быть лишенным знания и света Настоящей Истины. Мы всегда должны помнить всю мощь слов апостола: “Вы имеете полноту в Нем” (Кол. 2: 10), а также слова Учителя: “Если пребудете во Мне”; “Без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15: 5, 7).
Для многих это тяжелая тема, к тому же по разным причинам. Когда мы впервые услышали Евангельский призыв, мы “были по природе детьми гнева, как и прочие” (Еф. 2: 3). Потом, когда мы пытались прийти к Небесному Отцу, то увидели, что Он нас не примет, если мы не войдем указанной Дверью – через Иисуса. Дальше мы увидели, что Иисус нас не примет, не станет нашим Ходатаем и не позволит войти в семью Бога, если мы не посвятим полностью для Него нашу жизнь, подчинив собственную волю, согласившись взять крест и следовать за Учителем. Когда мы подчинились, Искупитель приписал нам Свою заслугу, покрыв наши изъяны и сделав нас приемлемыми для Бога. Этот дар образно назван свадебной одеждой.
Но приписка заслуги Спасителя была дана ветхому, а не Новому Творению. Лишь тогда, когда наш Спаситель одел нас, мы стали приемлемыми для Небесного Отца, Который оправдал нас в духе, в уме, и дал зачатие Своим Святым Духом. С этого момента мы стали Новыми Творениями в зародыше, но еще без соответствующего духовного тела. Господь оставил нас в плотском теле, покрытом Одеждой Христовой Праведности. Пока мы, как Новые Творения, проживаем в плоти как в палатке, воля Отца в том, чтобы мы возрастали в благодати, возрастали в знании, возрастали в любви – возрастали во всех плодах и благодатях Святого Духа.
Возрастать во всем в Помазанника должно Новое Творение, а не плоть. Новое Творение никогда не было грешным. С самого начала, со времени зачатия, оно святое. Следовательно, Новое Творение переходит не от греха к праведности, а от одной меры знания и оценивания праведности к другой. Каждый шаг Нового Творения является прогрессом во Христе – прогрессом в духовном направлении. Господь позаботился в Библии о духовном хлебе и о духовной воде для Нового Творения, поэтому его прогресс будет зависеть только от их принятия и усвоения.
Значит развитие характера является ежедневным и даже ежечасным опытом этих Новых Творений. Характер Иисуса все больше становится их духом, их нравом. Если они устоят в своем первоначальном посвящении, если будут внедрять в чин уроки Господнего Слова, если будут расти сильными в Господе через принятие Господа и Его Духа, то будут все больше становиться копией дорогого Божьего Сына. Они уже с самого начала стали Его копией в чистоте и посвящении. Их испытание связано с постоянным повиновением, постоянной преданностью по мере получения большей меры знания Божьего Слова, Божьего Плана. Наподобие своего Искупителя, они должны показать верность до самой смерти – полное подчинение воле Небесного Отца, полную преданность.
Но мы не должны путать Новое Творение с плотью и слишком их сравнивать. “Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас” (Рим. 8: 9). Плоть имеет свои естественные вкусы, аппетиты и нрав по наследственности. Их никогда не удастся победить полностью. Следовательно, как говорит апостол, у Нового Творения идет постоянная борьба между Духом и плотью. Плоть воюет против Духа, а Дух – против плоти, и они противостоят друг другу (Гал. 5: 17). Новое Творение ведет добрый бой веры, верно отстаивая Господа и пытаясь всяческим образом искать волю Бога, как это делал Спаситель. Это может означать разные столкновения с собственной плотью и, как говорит св. Павел, означает наказание себя – удержание собственного тела в повиновении. Согласно Библии, этот бой будет вестись до конца. Если победит плоть, Новое Творение умрет. Это будет означать Вторую Смерть. Если победит Новое Творение, это будет означать смерть плоти.
Нам невозможно судить друг друга в этом вопросе. Некоторые из самых преданных Господних людей могут вести отчаянную борьбу со своей плотью. Со стороны их можно судить слишком сурово и думать, что они недостаточно преданны. Одному Богу известно, что происходит в сердце. В некоторых случаях, как дает понять св. Павел, трудно судить правильно даже самого себя – трудно знать, к какой мере Новое Творение сделало все зависящее от него, чтобы вести добрый бой с плотью, и в какой мере для него можно найти оправдание за неспособность достичь наивысших идеалов. Св. Павел говорит: “Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судья же мне Господь” (1 Кор. 4: 3, 4). Иногда бой настолько рядом, а мир, плоть и противник настолько теснят Новое Творение, что для посторонних победа может казаться совсем призрачной. Только Бог знает, насколько можно было добиться лучшего.
Однако каждый христианин знает: если его сердце было верным Господу, а победа оказалась только частичной, все же Новое Творение усвоило ценные уроки и в своей верности и выносливости показало преданность Господу и принципам Его праведности, Его правления. Мы были бы совершенны, однако, как Новые Творения, мы имеем это сокровище в земных сосудах, а те несовершенны. Поэтому из-за плоти наши результаты неудовлетворительны. Однако они удовлетворительны для Господа, если мы настойчиво стремимся к праведности, откладывая в сторону бремя, устраняя препятствия и пытаясь с каждой неудачей становиться сильнее перед лицом дальнейших искушений, испытаний и трудностей.
Испытанием характера Иисуса было смирение, отказ от всего ради Отцовской воли до самой смерти, к тому же смерти на кресте. Это свидетельствовало о Его любви к Отцу, о Его преданности принципам, представленным в характере и способе правления Отца. Таковы испытания всех последователей Иисуса. Кто имеет такую любовь и преданность, тот является копией дорогого Божьего Сына – не по плоти, но по духу.
Пусть каждый из нас будет полностью убежден в величественном совершенстве характера Небесного Отца и нашего Спасителя, а также в том, что такое же стремление сердца должно быть у нас, если мы хотим иметь ум Христа. Господь может позволить еще больше испытаний и трудностей для нас, когда с годами мы становимся сильнее. Иногда Он позволяет большую схватку внутри или извне, или тут и там одновременно, и тогда Новое Творение оказывается на испытании выносливости. Господь вовсе не намеревается, чтобы эти суровые испытания сокрушили Новое Творение. Напротив, попытка противостоять противнику и всякому злу должна сделать Новое Творение еще сильнее. Мы имеем обетование, что Он “не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести” (1 Кор. 10: 13).
То же самое происходило с нашим дорогим Искупителем. При самом завершении Его служения пришли самые суровые испытания, когда Он взывал в агонии духа: “Если возможно, да минует Меня чаша сия”. Триумф Нового Творения показан в следующем предложении: “Впрочем, не как Я хочу, но как Ты”. И как было со Спасителем, так будет с учениками: борьба, бой до конца пути. В случае с Учителем каждое испытание приносило победу. В случае с Его последователями бывает по-другому (ввиду унаследованных слабостей плоти), разве что Господь Своей благодатью превращает частичное поражение в победу.
Новое Творение, даже если его постигло частичное поражение, имеет наставление приходить с отвагой к Престолу Небесной Благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Делая так, оно делает то, что Бог хочет от него и предусмотрел для него. Но “если говорим, что не имеем греха [что в своей плоти не имеем никаких недостатков в слове, деле и мысли] – обманываем самих себя, и истины нет в нас Если [же] исповедуем грехи [изъяны] наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Иоан. 1: 8, 9). Он справедлив, потому что это Его План. Это Его порядок, чтобы Ему быть справедливым и оправдывать того, кто верит в Иисуса.
Позаботившись о слабостях нашей плоти, Бог не идет на компромисс с грехом. Посему, принимая этот порядок, мы, Новые Творения, также не идем на компромисс с грехом. Грешит не Новое Творение. У него правильные надежды, стремления и желания. Но по причине слабостей плоти и грешного окружения Новое Творение не может делать то, что хочет, а должно постоянно прилагать усилия, поднимая планку все выше и пытаясь достичь ее в меру получения ясного представления о Божественной воле. Это и является плодоношением, развитием характера, приемлемого в глазах Господа через Иисуса Христа и неприемлемого каким-то другим образом, потому что наши наилучшие усилия так или иначе запятнаны несовершенствами плоти.
Вот так мы осознаем постоянную необходимость в одежде Христовой праведности – в том, чтобы постоянно носить данное Им свадебное платье, пока не придет наше славное “изменение” в воскресении. Тогда больше не потребуется наша плоть и все, о чем Бог позаботился, чтобы спрятать ее изъяны, потому что мы будем Новыми Творениями, полноценными, имеющими духовное тело и духовный ум. Апостол подчеркивает это, говоря: “Плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего”. Мы все должны измениться, и он объясняет это изменение: “Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15: 42-44).
R5902 (1916 г.)