ТЮРЕМНЫЙ СТОРОЖ В ФИЛИППАХ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 16: 16-40
ВСТРЕЧА СО ЗЛЫМИ ДУХАМИ – ПЛАЧЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШКИ-СЛУЖАНКИ – ЕЕ РАЗЪЯРЕННЫЕ ГОСПОДА ОТОМСТИЛИ СВ. ПАВЛУ И СИЛЕ – ЛОЖНЫЕ ОБВИНЕНИЯ ВОПРЕКИ ФАКТАМ – МИССИОНЕРОВ ИЗБИЛИ И ЗАКЛЮЧИЛИ В ТЮРЬМУ – ПЕСНИ ХВАЛЫ БОГУ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ – СВОЕВРЕМЕННОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – ОБРАЩЕНИЕ СТОРОЖА ТЮРЬМЫ – ВОЕВОДЫ, УЗНАВ ПРАВДУ ОБ УЗНИКАХ, ИЗВИНИЛИСЬ ПЕРЕД НИМИ
“Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты” (стих 31).
Когда миссионеры ежедневно проходили мимо дома Лидии к месту собрания за городскими воротами, они каждый раз встречали молодую женщину, известную в Филиппах как вещунья, пророчица – прорицательница судьбы. Она была служанкой, одержимой злым духом – одним из падших ангелов, действующим через нее, угадывающим, то есть дающим знать о потерянных вещах, рассказывающим судьбу, предвещающим будущие события и тому подобное. По-видимому, она была хорошо известна всем, поэтому ее умение приносило большую прибыль группе людей, которые были ее господами и, вероятно, влиятельными лицами.
В течение нескольких дней, когда миссионеры ходили к дому Лидии и возвращались, занятые Господним трудом, эта служанка ходила за ними, выкрикивая: “Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения!” Служанка, понятно, не знала св. Павла и его товарищей, но злые духи знали. Насколько они предвидели последствия, трудно сказать однозначно, но вполне возможно, что произошедшее было ими продумано заблаговременно, то есть, что апостол прогонит злого духа, и это приведет к насилию по отношению к миссионерам и обращенным со стороны господ служанки и их знакомых, и те наверное вызовут большое беспокойство, гнев и мятеж.
Возможно также, что злой дух мог просто сказать правду, не надеясь, что апостол прикажет ему выйти из женщины – допуская, что апостолу, должно быть, понравится такое свидетельство, независимо от его происхождения. Но читаем, что св. Павел был недоволен этим ежедневным свидетельством. Его раздражало не то, что свидетельство касается Истины, а то, что оно происходит именно из такого источника, потому что, как ему было известно, злой дух не имеет никакого уважения к Истине. Никакие падшие ангелы, которые хотели бы уважать Бога и принципы праведности, не будут пытаться завладеть людьми, если знают, что это принесет им вред и будет противоречить Божественной воле.
Некоторые учителя, возможно, скажут, что у этой женщины была истерика или же она была вне себя. Одно и другое предположение не совпадает с фактами, описанными здесь Священным Писанием, и полностью противоречит словам апостола. Св. Павел не сказал ни слова молодой женщине, допуская, что она невменяема, а обратился непосредственно к злому духу и в имени Иисуса приказал ему выйти из женщины – точно так же, как наш Господь и апостолы (под Его руководством) часто изгоняли этих злых духов (Мар. 5: 1-17; Матф. 10: 1; Лук. 10: 17 и т.д.).
МЕСТЬ ГОСПОД
Как в случае, когда владельцы свиней вспылили на нашего Господа, потому что они потеряли животных, когда легион демонов, изгнанных Им из человека, вошел в них, так произошло и с господами служанки. Можем представить себе их удивление, когда они увидели, что не только исчез источник будущих прибылей, но и пропала значительная сумма денег, вложенная в эту служанку, ведь на рынке слуги, одержимые духами, стоили дорого. Их ярости не было предела. Ничего так не возбуждает человека, как любовь и самолюбие. В нынешних условиях самолюбие руководит людьми с невероятной силой. Поскольку господа служанки не имели никакой надежды, что злой дух вернется в нее, им не оставалось ничего другого, как отомстить тем, кто нанес им финансовые убытки.
Такой дух в большой мере господствует сегодня в мире. Если Истина и Господние слуги спокойно идут своим путем, то мир, как правило, слишком занят собственными делами, чтобы нападать на них. Но как только кто-то из мира поймет, что Истина и праведность задевают его интересы и намерения, оппозиция с его стороны становится непримиримой. Мы не считаем, что цель Господнего народа – вызывать враждебность мира и приводить на себя преследования. Как правило, лучше всего оставить мир в покое, чтобы он заботился о своих делах, тогда как мы должны проповедовать Евангелие, пользуясь им не как кувалдой, чтобы ломать человеческие сердца, а как Посланием мира, радости, любви и благословения тех, чьи сердца под Божественным провидением уже сломаны и кто имеет уши, чтобы слушать Послание Божьей Благодати.
В целом апостолы вели себя так сдержанно, как на это позволял принцип. В данном случае св. Павел, очевидно, действовал под особым руководством Господа. Общий совет апостола Церкви звучит так: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12: 18). Вывод из этого: не выходите из себя, чтобы создавать трудности. Если Господь в Своем провидении позволит, чтобы возникли трудности, будьте отважными и полными веры в Того, Кто такое позволил, чтобы Он повернул это ко благу и для нашей окончательной пользы.
Очевидно, господа вещуньи были влиятельными людьми, потому что им быстро удалось подстрекнуть толпу, чтобы отомстить св. Павлу и Силе. Обоих миссионеров потянули на рынок к начальникам. Там господа, пренебрегши правдой и имея ложных свидетелей, заявили, что узники учили религии, которая противоречит законам Рима, и этим, очевидно, вызвали бунт. Это была неправда, потому что Господние слуги, чтобы служить Богу, по закону выходили за ворота города.
Однако такого ложного обвинения было достаточно, чтобы наложить на Господних представителей самое строгое наказание, которое могли дать судьи. Воеводы, делом которых было предотвращать бунт и хранить порядок, были настолько возбуждены, что разорвали одежду, чтобы показать раздражение и недовольство тем, что в их городе случился мятеж. Они считали, что люди, против которых жители взбунтовалось до такой степени, должны быть в чем-то виновны и заслуживают наказания. Они не знали, что этот мятеж спровоцировали злые духи. Как сказал в другом месте св. Павел: “Наша брань не [только] против крови и плоти, но.. против духов злобы поднебесной”.
ЗАТОЧЕНИЕ МИССИОНЕРОВ
Чтобы удовлетворить толпу и быстро восстановить порядок, воеводы приказали бить миссионеров, очевидно палками, а затем бросить в темницу. Какое вознаграждение за миссионерские труды! Какое воздаяние за жертву своей жизни для Господа и Истины! Разве за это благородных людей следует поносить, думать о них плохо или плохо с ними обращаться?
Помните, что Бог, Который не изменяется, является нашим Богом, и Он заботится об интересах Церкви сегодня так, как заботился в прошлом. Помните, что Он требует сегодня от нас, как требовал от этих миссионеров в то время, быть охотными Его представителями, с готовностью принимать трудности и этим давать полное доказательство нашего служения – нашей службы Христу и Его Посланию. Разве миссионерам не нужна была вера, чтобы принять трудности, которые посылает провидение, и не считать их доказательством Господней немилости и пренебрежения? Также мы должны выучить похожие уроки веры в Школе Христа и с радостью идти по следам Иисуса и апостолов. Мы должны учиться радоваться в скорби и преуспевании.
Тюрьма была построена таким образом, что во внешние камеры попадало больше света и воздуха. Внутренняя темница была для самых злостных преступников. Именно во внутреннюю темницу бросили св. Павла и Силу, а ноги их забили в колоду. В нестерпимых условиях, на сыром полу, с кровоточащими ранами эти верные братья так наполнились духом радости, что выразили свои чувства в гимнах благодарности за привилегию страдать в Господнем деле и переносить скорби ради праведности.
Видим, что только сильная, живая вера в Бога позволяла обоим миссионерам чувствовать, что их скитания за Евангелие являются Божественной похвалой для них, если они примут их должным образом. Они понимали, что их тяжелые испытания являются только “легким страданием”, которое под Божественным провидением производит для них в безмерном преизбытке вечную славу. Только это позволяло им, при всем жестоком обращении с ними, торжествовать в час скорби и воспевать Бога за привилегию страдать как члены Тела Христа, дополняя удел в страданиях Христа, чтобы впоследствии также иметь удел в Его славе как члены Его Тела – члены Того, Кого Моисей был прообразом, Посредника Нового Завета (Кол. 1: 24; Деян. 3: 22).
Все это написано для нашего наставления, чтобы мы, видя верность других, могли получить ободрение. Наш завет это также из завет, а их завет был таким же, как завет нашего Господа, потому что страдания Христа одни и те же, хотя и отличаются характером. Также будущая слава одна и та же, хотя ее участники будут отличаться, как звезда отличается от звезды славой. Чем больше страдания, перенесенные верно, без сетований, с радостью, тем больше будет награда в Царстве нашего Отца и нашего Господа и Спасителя.
СВОЕВРЕМЕННОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Когда миссионеры пели, толчок землетрясения потряс стены, ослабил крюки, на которых держались цепи, которыми они были прикованы, и сместил засовы, удерживаемые на месте тюремные двери. Сторож, увидев двери открытыми, решил, что узники бежали. Понимая, что за это придется отвечать, он схватил меч, чтобы совершить самоубийство, но в это время св. Павел позвал его и сказал: “Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь”.
К тому времени сторож уже полностью убедился, что миссионеры, переданные под его присмотр, особенные люди, а не обычные преступники. Возможно он знал немного о демонизме и одержимости и слышал, что из уст одного из этих мужчин прозвучало, судя по всему, Божественное прорицание, поддержанное силой свыше. Во всяком случае теперь он был готов позаботиться об этих узниках и выслушать Послание Божьей Любви.
Вероятно, вначале он принялся за то, чтобы обезопасить тюрьму, все время думая над произошедшим, а затем привел миссионеров к свое жилое помещение в тюрьме. Позаботившись, чтобы им было удобно, он выслушал об их миссии – об Иисусе, Мессии, и о Его смерти как Искупителя мира. Сторож знал о грехе. Он понимал, что все человечество – это грешники, чужестранцы, что оно удалилось от Бога через злые поступки. Он сам хотел, чтобы ему были прощены его собственные грехи и чтобы он мог помириться с Создателем, понимая, что эти миссионеры могут ему помочь. Он спросил: “Что мне делать, чтобы спастись?” Что мне делать, чтобы стать близким Богу, чтобы я, как и вы, мог почувствовать Его любящую заботу во всех моих делах; чтобы я, как и вы, мог радоваться в скорби и осознавать, что под Божественным провидением все будет содействовать мне ко благу сейчас п в дальнейшем?
Ответ не задержался: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой”. Взяв эти слова за основу, миссионеры объяснили сторожу и его домашним кое-что из сути Божественного Плана Примирения: смерть Иисуса, Праведника за неправедных; благословение, какое в свое время должно прийти к Адаму и его роду через процесс воскресения; привилегию слышать сегодня и принимать Божественный призыв к сонаследованию с Иисусом в качестве Его “членов” в страданиях настоящего времени и в славе, которая последует.
ОБРАЩЕНИЕ СТОРОЖА
Семена Истины упали на хорошую почву. Собравшиеся уверовали и с благодарностью приняли привилегию ученичества – страдать для Христа. Потом они крестились, символизируя свою смерть для мира, для греха и для себя и желание жить новой жизнью как члены Христа. Только теперь миссионеры, должно быть, поняли, что по причине несправедливости начальников провидение привело их в тюремную камеру, так же как перед тем привело их на собрание молитв на берег реки! Поэтому их вера укрепилась. Они были готовы переносить трудности с терпеливостью и радостью ради большой привилегии нести Благую Весть другим.
За некоторыми принятыми сегодня критериями миссионерам следовало бы немедленно потребовать для себя увеличения платы и получения пастората и, прежде всего, потребовать прекращения дальнейших преследований, сказав Господу, что с них уже хватит жертвовать собой. Но случилось наоборот. Они еще больше ободрились, чтобы идти дальше и переносить последующие страдания.
Как последователи Иисуса, мы должны заботиться о том, чтобы наши испытания были похожи на испытания Учителя и Его апостолов. Мы не должны искать каких-то других трудностей или успокаиваться, пока не найдем возможности страдать за Истину. Можем быть уверены, что хотя время несколько изменилось, наш Господь был совершенно прав, когда сказал через Своего апостола: “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2 Тим. 3: 12). Это может произойти в нашем собственном доме, семье, собрании или в мире, потому что если кто-то верно позволяет своему свету светить, то ему этого не избежать.
Следовательно, если кто-то из Господнего народа избегает преследований, он должен опасаться за свое состояние и должен тщательным образом выяснить, верен ли он всем привилегиям и возможностям, которые может найти. Это не значит, что мы должны искать преследования, пытаясь делать бессмысленные вещи или делать правильные вещи бессмысленным образом. Но это значит, что мы не должны избегать ответственности за правильное поведение из опасений за последствия. Страх – один из самых коварных врагов Божьего народа. Его надо вытеснить доверием, верой в Бога.
СОУЧАСТНИКИ В СТРАДАНИИ
Повествование говорит, что упрек злому духу высказал только св. Павел. Следовательно, только он был ответственен за замешательство, которое привело к заточению его самого и Силы. Можем допустить, что Сила имел право выступить против. Он мог публично упрекнуть св. Павла или же частично присоединиться к толпе и избежать ареста, избиения и заключения. Мы рады, что Сила так не сделал, что он был достойным товарищем благородного св. Павла. Он видел, что апостол имеет Господнее благословение; что Господь особенным образом использует св. Павла и, что бы не случилось с ними, Господь способен и желает поруководить всем к их благу.
Поэтому Сила имел привилегию быть избитым вместе с ним, петь вместе и обратить вместе сторожа тюрьмы. Воистину большое благословение – иметь веру в Господа, быть послушным Божественному провидению, и не показывать чрезмерную светскую мудрость, чрезмерную осторожность и самоуверенность. В Евр. 10: 32, 33 апостол упоминает некоторых из тех, кто “выдержал великий подвиг страданий”, а также их товарищей, которые приняли бесчестие, хотя и не понесли таких потерь. Он говорит, что Бог ценит верность в обоих случаях и непременно наградит ее. Будем верными Господу – будем следовать Его руководству и разделять Его благословения.
ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЧАЛЬНИКОВ
На следующее утро воеводы, узнав об обстоятельствах предыдущей ночи, приказали освободить миссионеров. Они, по-видимому, поняли, что у них нет справедливого обвинения против св. Павла и Силы. Избиение и заключение обоих было для того, чтобы успокоить общественное недовольство, – так же, как Пилат распорядился бить нашего Господа не ради справедливости, а чтобы унять яростную толпу. Но св. Павел не прибегал к защите без надобности. Возможно, предыдущего вечера апостол пытался объяснить воеводам, что он и Сила – римские граждане, и имеют право на беспристрастное расследование, прежде чем принять какое-либо наказание. Но ропот толпы был таким большим, что их протесты остались без внимания.
Когда приказ об освобождении доставили в тюрьму, миссионеры послали сообщить воеводам, что они – римские граждане и что в их случае римские законы нарушены трижды: (1) в том, что их наказали; (2) что это сделали публично; (3) и что это совершили незаконно.
ТРЕЗВОСТЬ УМА СВ. ПАВЛА
Такие обвинения в адрес начальников могли стоить последним дорого. Поэтому не удивляемся, что они пришли в тюрьму, как требовал апостол, и при всем народе вывели из нее миссионеров, давая доказательство людям, что они признают несправедливость, которая нанесена предыдущего вечера. Это позволяло избежать упреков относительно веры в Филиппах. Люди не могли сказать ученикам: “Ваших учителей подвергли испытанию и прогнали из города, запретив возвращаться”.
С другой стороны заметьте дух компромисса. Св. Павел и Сила не настаивали на публичном проповедовании и не требовали законной защиты, чтобы воспользоваться своими правами. Напротив, они пришли к выводу, что они сделали все возможное и теперь Божье провидение ведет их в другое место. Они действовали по совету Учителя: “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой”.
Вот так был достигнут мирный компромисс, благодаря которому воеводы избежали дальнейших трудностей, а миссионеров провели с почестями, как людей, которые не сделали ничего плохого. Последние пришли к выводу, что в интересах мира они пойдут из города, хотя их права, как римских граждан, позволяли им остаться. Некоторые из Господнего народа делают ошибку, не настаивая достаточно на своих земных правах. Другие делают ошибку в противоположном направлении: слишком настаивают на них. В случае св. Павла мы видим иллюстрацию правильного поведения – “дух целомудрия”. Он настаивал на тех правах, которые были обоснованными и необходимыми для Господнего Дела, но добровольно отказался от других в интересах мира, согласно своему завету жертвы и Священному Писанию.
Прежде чем расстаться, миссионеры вернулись в дом Лидии, увиделись с братьями и утешили их. Что именно они говорили, чтобы утешить их, трудно сказать. Возможно, они вспомнили ту радость, которую испытали, когда пострадали за Христа, и рассказали, как Господь повернул их испытания, трудности, страдания и заточение во благо и как сторож тюрьмы и его семья примкнули к братьям.
Кто читал Новый Завет внимательно, тот непременно обратил внимание на дух братства, который в нем упоминается и который преобладал среди тех, кто принял Господа, став членами Дома Веры. И если кто-то сегодня обдуманно начинает общаться с теми, кто радуется Нынешней Истиной, он непременно заметит тот же дух братства, который пребывает в них обильно.
R5907 (1916 г.)