ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 20: 16-27

ОБРАЩЕНИЕ СВ. ПАВЛА К СТАРЕЙШИНАМ ЦЕРКВИ В ЕФЕСЕ – КОРОТКИЙ ОЧЕРК ЕГО ИСПЫТАНИЙ – ЦАРСТВО БОГА – ТЕМА ЕГО ПРОПОВЕДОВАНИЯ – ДВОЙНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВСЕХ СТАРЕЙШИН – ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПЕРЕД ЛОЖНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ – “ВОЛКИ В ОВЕЧЬЕЙ ОДЕЖДЕ” – ВОЗВЕЩАЯ ВСЮ ВОЛЮ БОЖИЮ

“И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его” (стих 32).

После того, как св. Павлу удалось бежать из Ефеса после мятежа, он посетил церкви в Европе, которые основал. Проходя Македонией в город Коринф, он снова прибыл кораблем в Милит, что приблизительно пятьдесят миль к югу от Ефеса. По пути в Иерусалим его сопровождали представители нескольких церквей Греции и Малой Азии, и по его совету были собраны для тамошних бедных братьев средства в четырех провинциях, где он проповедовал. Корабль, на котором братья должны были плыть в порт неподалеку Иерусалима, задержался в Милите на неопределенное время. Об этом известили старейшин в Ефесе, и те прибыли в Милит.

Сегодняшняя лекция обращает особенное внимание на слова апостола к старейшинам. Не подумайте, что это была хвастливая речь. Нет, апостол прямо напомнил то, с чем его слушатели полностью соглашались и чем он вовсе не хвастался. Эти слова были не для него, не для собственного тщеславия и самовосхваления, а для того чтобы освежить память слушателей и еще лучше запечатлеть в их уме важный урок. Он напомнил, что за эти три года они узнали его ближе – образ его жизни, его преданность Господу, служению Истине и братьям. Он также напомнил им о смирении собственного ума – о том, что его поведение не было высокомерным и приказным и он не пытался господствовать над Церковью, а наоборот, перенес среди них много трудностей и испытаний от иудеев, от “лжебратьев”. Старейшинам было известно о его труде, о его стойкости и о том, что он никогда не пренебрегал для них тем, что могло быть для их пользы. Они помнили, как он учил их публично и частным образом, как на то позволяли обстоятельства и возможности служения. Он свидетельствовал иудеям и грекам, что есть лишь одно Евангелие Христа, которое следует принять верой и оставить грех. Обращая внимание на эти черты своего характера, он, тем самым, положил основу для последующего напоминания им, что они должны копировать его усердие, его преданность. Он был верным блюстителем, епископом, который надзирал их интересы, был верным пастырем, заботясь об их благополучии и духовной пище. Зная правдивость сказанного им и помня это, они могли лучше приготовиться слушать его прощальное напутствие – большой урок, какой он хотел дать им.

Св. Павел сказал старейшинам, что он, имея физическую свободу, чувствует, однако, как его что-то сдерживает, и он не может от этого избавиться; что он обязан идти в Иерусалим; что таково Господнее провидение для него; что он получил известие от других через “дары Духа”, что в Иерусалиме его ожидают кандалы и заключение. Затем апостол добавил ободрительно: “Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие”.

По-видимому, Ефесская церковь стала близкой апостолу как никакая другая. Благодаря Господнему провидению он провел с ними значительно больше времени, и последствия этого, очевидно, оправдали такое длительное пребывание. Расставание друзей всегда является грустным, а расставание без надежды увидеть друг друга по эту сторону завесы – грустным вдвойне.

“ПРОПОВЕДУЯ БОЖЬЕ ЦАРСТВО”

Вместе с тем мы обращаем внимание на Послание, возвещаемое апостолом, которое, как он подчеркивает здесь, является Евангелием Христа – “проповедованием Божьего Царства”. Хорошо знать, что это то же Евангелие, которое мы проповедуем сегодня. А если не так, то мы проповедуем не то, что следует. Божья благодать была показана в даре Его Сына, чтобы Он по благодати Божьей вкусил смерти за каждого человека. Затем Божья благодать показана в начертании способа, каким смерть Христа должна принести благословение нашему роду:

(1) Через окончательное установление Царства под всеми небесами, чтобы руководить человечеством, чтобы подавить Грех и Смерть, чтобы возвысить тех, кто был захвачен этими врагами.

(2) В качестве предпосылки общего благословения мира, о котором мы молимся: “Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”, – Божественная весть призывает, прежде всего, Малое Стадо, чтобы оно было сонаследником со своим дорогим Искупителем в этом Царстве.

Благодарим Бога, что эти драгоценные истины о Божьей благодати и о Божьем Царстве, долгое время спрятанные и скрытые от нашего взора традициями средневековья, теперь открываются глазам нашего понимания путем просветления Святым Духом, чтобы мы могли знать о вещах, щедро дарованных нам Богом, чтобы это могло помочь нам сделать наше звание и избрание твердым!

Не удивительно, что апостол мог убедительно прибавить: “Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию!” Послание, которое апостол проповедовал Церкви в Ефесе во время своего почти трехлетнего пребывания там, было тем же Посланием, которое на основе Божественного замысла дошло до нас через его послания, адресованные разным Церквям. Видим, что Послания св. Павла не содержали ни слова о вечных мучениях, которые никоим образом не являются частью Божественного Плана. Действительно, из этих Посланий мы узнаем сегодня, что св. Павел был очень терпеливым, когда упрекал, наставлял и поощрял дорогой Господний народ! Господь всячески использовал его, потому что он отдался Ему полностью.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВСЕХ СТАРЕЙШИН

Намерением апостола, когда он обращался к старейшинам, было запечатлеть в них факт, что они, как и он сам, не только посвящены Господу, но, как учителя в Церкви, имеют двойную ответственность относительно себя и Церкви, в которой Господь поставил их блюстителями. Обратите внимание на слова: “Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями [гр. episcopos], пасти Церковь Господа и Бога, которую Он [Сын] приобрел Себе Кровию Своею” (стих 28). Следовательно:

(1) Они должны были заботиться о себе и о стаде. Кто пытается пасти Церковь, тот, прежде всего, должен быть осторожным, чтобы не попасть в искушение, потому что, как говорит апостол, занимающие положение старейшин в Церкви – пасторов, блюстителей – подлежат особенным испытаниям, особенным трудностям. Они, проповедуя другим, должны особенно следить за собой, чтобы Господь их не отверг.

(2) Те, которые на основе Божественного распоряжения принимают служение, службу Церкви как братья-старейшины, должны осознавать, что они приняли большую ответственность, за которую должны отчитаться перед Богом. Это не означает выискивания изъянов в братьях. Это не означает само только проповедование, посещение больных и служение советами имеющим затруднения, но духовный надзор, заботу обо всех интересах как собрания, так и отдельных лиц, из которого оно состоит. Кто обременен заботами этой жизни, тот не в состоянии (в каком бы то ни было смысле слова) принять ответственность такой службы в Церкви живого Бога. Лишь заботящиеся, прежде всего, о делах Господнего Царства и праведности, которую оно прививает, пригодны в том или ином смысле или степени для такой службы в Церкви.

В 28-ом стихе стоит обратить особое внимание на несколько пунктов. “В котором Дух Святый поставил вас блюстителями”. Эти слова соответствуют общему содержанию Писания, что старейшины Церкви НЕ УПРАВЛЯЮТ ЦЕРКОВЬЮ (словно они – превосходящий класс, “духовенство”), но являются ЧАСТЬЮ ЦЕРКВИ, являются ее членами, ухаживая за членами, помогая членам, и поставлены Господом через Церковь. Они должны считать частью своей ответственности следить за тем, делают ли другие члены продвижение – прежде всего в духовных делах. Они должны считать частью своих обязанностей предостерегать, ободрять, помогать всем другим членам, когда для этого представится возможность.

ОСОБЫЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ СТАРЕЙШИН

Не все братья и сестры в Церкви имеют право пытаться поправлять друг друга, за исключением того, что касается их лично. В таких случаях надо строго держаться совета, данного нашим Господом в Матфея 18: 15-17. Старейшина, которого избрали к такому положению, должен понимать, что его попросили смотреть за делами собрания, давать советы и упрекать так, как того могут потребовать обстоятельства – со смирением, помня, чтобы самому не попасть в искушение (если не в том, то в другом деле). Он, понятно, также должен придерживаться советов из Матфея 18: 15-17 (Гал. 6: 1).

Пытаясь внушить старейшинам эту обязанность быть блюстителями, св. Павел напомнил им, что Господь купил это Стадо драгоценной кровью Божьего Агнца, и эта драгоценность в Господних глазах должна так глубоко быть запечатленной в их уме, чтобы они охотно полагали собственную жизнь за братьев в любой службе, которую они способны выполнять.

Подчеркивая уже данное предостережение, апостол пророчески говорит, что будет существовать большая потребность в том, чтобы смотреть за собой ради собственного добра и добра Стада, и что именно старейшины начнут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой. Стремясь быть лидерами, они не постесняются творить схизмы, то есть разделения, в Церкви, чтобы потакать собственным амбициям. Слово “превратно” (стих 30) означает буквально “искаженно, извращенно”. Суть в том, что начинающие терять Дух Господа начинают также терять ясное восприятие Истины. Когда личные и самолюбивые амбиции затуманивают их взор, они видят Писание все более и более смутно, чувствуя себя свободными искажать его для поддержания собственных амбициозных стремлений.

Насколько правдивы слова апостола! Как велика опасность в этом направлении прежде всего для старейшин, для блюстителей Стада! Очевидно, самолюбивые амбиции являются одной из наибольших бед, с которыми им следует вступать в единоборство. Однако эти амбиции не прорастают, не расцветают и не приносят плоды немедленно. Это постепенный процесс, а значит, более опасный, более обманчивый и менее заметный для нас. Поэтому так важно, чтобы все Малое Стадо и особенно старейшины смотрели за собой, изучали свое поведение и, прежде всего, мотивы, которые лежат в основе их поступков! Помните, что необходима абсолютная чистота воли. Всякая примесь самолюбия, какой бы незначительной она не была, является ядовитым вирусом, который, если его не подавить, повлечет Вторую Смерть.

“Лютые волки” – это хищные волки. Некоторое время они могут обманывать овец внешними манерами и видимыми высказываниями, скрывая свою волчью суть. Им, а также их внешнему поведению, которым они вводят в заблуждение Стадо, Священное Писание дает определение: “волки в овечьей одежде” (Матф. 7: 15, 16). Пастух знает их нрав еще задолго до того, как он откроются овцам. Послушные, невинные овцы введены в заблуждение, пока эти волки не начнут кусать, пожирать и разгонять Стадо. Вой, преисполненный гнева, злобы, ненависти, зависти и склок, упоминается в Священном Писании как “дела плоти” и дьявола, а не как дела праведности, мира, любви и Духа Господа. Волк наносит вред своей пастью; и так делают эти “лютые волки”, наводя клевету, кусая и совершая всякое зло. Апостол предостерег старейшин Ефеса, чего им следует надеяться, и его слова были правдивыми. Такие же принципы действуют дальше, и к такому предостережению по-прежнему надо прислушиваться. Действительно, Священное Писание дает понять, что самые суровые трудности в этом направлении придут на Церковь в “злом дне”, которым закончится Евангельский век, то есть времени, в котором мы живем.

“ДЕНЬ И НОЧЬ НЕПРЕСТАННО СО СЛЕЗАМИ”

В 31 стихе апостол вспоминает две вещи. Первое, старейшины должны быть начеку против этих зол, показанных здесь так наглядно. Они должны блюсти интересы Стада перед волками, чтобы дать волкам как можно меньше возможности наброситься на стадо и искусать злословием. Они должны предостеречь овец, чтобы ни одна из них не заразилась волчьим бешенством и не начала кусать других, выявляя признаки водобоязни – явной жажды воды (Истины) и одновременно страха пить ее, отворачиваясь от нее.

Второе, старейшины должны бодрствовать, чтобы такое не “восстало из них самих”. Надлежащая бдительность начинается с собственного сердца: “Не я ли, Господи?” Она со временем откроет такие характеры и выявит их – не из злобы к ним, а из стремления защитить Стадо (1 Тим. 1: 20; 2 Тим. 1: 15; 2: 17).

Св. Павел напомнил братьям, что он, собственно, так и вел себя, – проявлял большую бдительность, заинтересованность, заботу о них и обо всех Церквях Малой Азии. Выражение “день и ночь непрестанно со слезами” показывает нам ясно, что он должным образом осознавал груз ответственности, который лежал на нем как слуге Бога, посланнике Царя царей, старшем пастыре, блюстителе Господнего Стада, “служителе Нового Завета”, делегированном великим Главой Церкви, чтобы помогать в призвании и приготовлении тех, которые будут членами прославленного Тела Христа, чтобы царствовать с Ним тысячу лет.

ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

В заключительных словах своего предостережения апостол, по-видимому, хотел сказать, что он стремится, чтобы его слова, его искреннее обращение пробуждало в старейшинах не только острое ощущение собственной ответственности, но и вызывало в них вопрос: к какой защите обратиться в таких критических обстоятельствах. Он обращает внимание на факт, что Бог, великий Центр всех наших благословений, от Которого происходит всякий добрый и совершенный дар, находится на нашей стороне – на стороне всех, кто ищет возможности содействовать Его замыслам.

Объясняя дальше, он упоминает Священное Писание, Слово Божьей благодати, Евангельское Послание. Он говорит им, а также нам, что Божье Слово способно созидать нас, обеспечивать нужное развитие характера и окончательно может дать участие в великом наследстве, которое Бог сберег для всех, кто освящен этим Посланием. Отметим это в своем сердце. Если мы пренебрегаем Божьим Словом, если мы пренебрегаем Его обещаниями, это повлечет недостаток сил, чтобы справиться с трудностями, которые становятся нашим уделом. Это будет означать также открытие дверей сатане, чтобы представить тьму в виде света и свет в виде тьмы, чтобы ввести нас в замешательство. Не сделайте ошибку: для тех, кто освящен в Христе Иисусе, это вопрос получения или утраты наследства.

Стихи 33 и 34 являются благородным свидетельством. Апостол пользовался своим ремеслом делать палатки не только для собственного содержания, но и для финансовой поддержки тех, кто был занят вместе с ним в евангельском труде. Благодарим Бога за такой благородный пример преданности! Хотя апостол не испытал и не мог испытать того, что испытал наш Искупитель, однако иллюстрация полной преданности, которую мы имеем на примере его жизни, приносит нам много хорошего, так как мы помним, что он имел страсти похожие на наши, как сам сказал об этом. Апостол был несовершенным и был обязан держать в подчинении собственное тело – подчинять его новому уму, воле Бога в Христе (1 Кор. 9: 24-27).

В 35 стихе он раскрывает тайну своего успеха как слуги Господа. Апостол постоянно помнил и внедрял в чин слова Учителя. Умение ОТДАВАТЬ СЕБЯ является одной из тайн счастливой христианской жизни. Сначала он отдал Господу свою волю, а затем отдал Господней службе и Господнему народу свое время, свои силы, свои таланты. Это приносило ему удовольствие и благословение, независимо от того, знали об этом другие или нет. Придет время, когда он получит полную награду. Таким, как он, Господь даст вечную жизнь, вечную славу и возможность быть с Ним в Его Царстве.

R5935 (1916 г.)