ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ СВЯТОГО ПАВЛА
2 Коринфянам 11: 21-33

СВ. ПАВЕЛ – ГЕРОЙ – ЕГО ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ, ВЫНОСЛИВОСТЬ – СТРАДАНИЯ ЗА ХРИСТА И БРАТЬЕВ – ОН С РАДОСТЬЮ НЕС ПОСЛАНИЕ БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ – ЗАЧЕМ ДАН ПЕРЕЧЕНЬ ЕГО СТРАДАНИЙ? – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО “ИЗБРАННЫЙ СОСУД”

“Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Коринфянам 12: 9)

Каким замечательным человеком был св. Павел! Без сомнения, тайна его исключительности в том, что он настолько полно отдавал себя Богу, выполняя не собственную волю, а волю Отца, что Господь мог использовать его как апостола, как словесное орудие, как слугу в большей мере, чем когда-нибудь употреблял кого-либо другого. Этим мы не хотим сказать, что св. Павел превосходил своего Учителя. Служение нашего Господа длилось лишь три с половиной года, тогда как апостол Павел имел долгое служение – длинный период службы для Бога и для Церкви. Наш Учитель не имел возможности заниматься подробностями Божественного Плана, потому что даже Его преданные последователи, включая апостолов, были душевными людьми, получившими зачатие Святым Духом только в Пятидесятницу. Поэтому читаем, что наставления Иисуса были в основном в притчах и неясных высказываниях (1 Кор. 2: 14; Матф. 13: 10-17).

Однажды Учитель сказал Своим ученикам: “Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.. и будущее возвестит вам” (Иоан. 16: 12, 13). Никаких таких ограничений не было для св. Павла и других апостолов. Их послания были адресованы Божьим святым в разных местах, и они открыто писали о каждой черте этой большой темы – Божественного Плана Спасения. Некоторые из этих писаний, как они сами признали, подходили для “младенцев” во Христе; другие писания были “твердой пищей” – более глубокими вещами Божественного Плана (Евр. 5: 13, 14; 1 Пет. 2: 1-3). Однако они писались только для духовно зачатых, а не мирских.

СПОСОБНОСТИ СВ. ПАВЛА

Не удивительно, что противник сумел возбудить некоторое сектантство даже в ранней Церкви, как об этом упомянул св. Павел и подверг это критике. Некоторые говорили, что они – Павла; некоторые, что они – Аполлоса; некоторые, что они – Петра (1 Кор. 1: 11-13; 3: 1-7). Но все такие настроения быть чьим-то сторонником апостол осудил, напомнив, что ни один из этих учителей не умер за них, и что все они должны быть христианами, не принимая никакого другого имени, кроме имени Учителя. Такой же дух проявился и в других отношениях. Апостолам важно было возрастать в благодати и знании, как и остальным из дома веры; и хотя они имели особые благословения от Господа, но не все были способны видеть одинаково далеко.

Св. Павел, наиболее образованный из Двенадцати, занявший место Иуды, имел от природы наилучшие задатки широкого мышления. Правда, как Савл из Тарса, он показал себя весьма ограниченным и фанатичным в борьбе с Христом и Его последователями. Но после того как его глаза понимания раскрылись и он стал духовно зачатым Новым Творением, св. Павел показал удивительную способность вникать в Божественные вещи. Объясняя эту способность, он сказал, что имел больше видений и откровений, чем все другие Господние апостолы вместе взятые (2 Кор. 12: 1, 7, 11, 12).

Все это совпадало с тем, что Господь сказал о нем: “Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми” (Деян. 9: 15, 16). Вполне естественно, что Господь использовал талантливого, хорошо образованного человека, полностью отрекшегося от своей воли, с большей пользой, чем необразованного. О некоторых из остальных апостолов написано, что даже народ видел, что они были людьми некнижными и простыми (Деян. 4: 13). Однако не так было со св. Павлом. Он имел образование и удивительную широту мышления. Наверное, всех духовно зачатых детей Бога, способных понимать глубины Библии, поражает логика, мудрость и сила писаний Св. Павла! Мы не знаем ничего в мире, что могло бы сравниться с ними.

Побуждаемый идти дальше (как словесное орудие Господа), к язычникам, св. Павел быстрее, чем другие апостолы, понял своим умом вещи, относящиеся к Новой Эпохе, и осознал, что язычники должны быть сонаследниками с иудеями в привилегиях Царства (Еф. 3: 1-12; Кол. 1: 25-27). Естественно, некоторые считали, что св. Павел зашел слишком далеко, поэтому был выдвинут аргумент, что он не является одним из Двенадцати, что он не должен считаться апостолом и т. д.

Хотя св. Павел был готов считаться ничем и позволять другим оценивать его по своему, он чувствовал долг перед Истиной. Это заставило его сказать со всей определенностью, что он имел полное доказательство своего апостольства и ни на йоту не уступал главнейшим из апостолов в понимании Божественного Замысла – что ему, больше чем всем другим апостолам, Господь открыл будущее, о котором говорил наш Господь Иисус (Иоан. 16: 13; 2 Кор. 11: 5; Гал. 2: 2-10 и т. д.).

СТРАДАНИЯ ЗА ХРИСТА

Св. Павел настойчиво работал с церковью в Коринфе, и ему, кажется, было жаль, что они не делали должного продвижения в Истине и считали его неумелым учителем. Поэтому в нашей лекции он излагает то, что называет “безумным хвастовством”. Он не одобрял хвастовства, но все же ради своих слушателей рассказал нечто о себе. Как мы счастливы, что Святой Дух именно так поруководил апостолом, что мы можем лучше узнать о нем и сполна оценить его полную любви преданность Царю царей и факт, что он был избранным сосудом Господа, чтобы передавать Истину дому веры вплоть до наших дней!

Но апостол не хвастался собой – своими талантами, своим красноречием и тем как люди увлекались им, как многие отдавали должное его способностям и т. д. Нет, он, скорее, похвалялся тем, что другие посчитали бы стыдом. Он рассказал, что Божье провидение позволило ему страдать за Истину: его бичевали, били палками, заключали в темницу, он был в опасности в морской глубине, в опасности между лжебратьями, в опасности от язычников. Все это было для него признаками Божественной любви и милости, свидетельством, что он любит Господа и Его праведность и готов страдать ради Господа, ради Истины.

Представленная в таком свете, эта лекция является очень ценной частью Господнего Слова. Она дает информацию, которой мы не найдем ни в каком другом месте. Она представляет нам убедительный образ воина креста и того, что он вынес. Она говорит нам: “Будь верен до смерти”, – следуй за Иисусом и Его благородным последователем, не хвались собой, но хвались Господом и твоими привилегиями служения, связанными с Его Истиной.

ТАЙНА ЕГО УСПЕХА

Придет время, когда благородный св. Павел и менее известные Господние последователи будут приняты Им к вечной славе и представлены Отцу без пятна или порока (Еф. 5: 25-30). Но мы можем быть уверены, что каждый из этого славного общества является верным воином, не дезертируя, не отрекаясь Господа и Его Истины. О таких Учитель говорит, что Он не отречется их, но признает их имена перед Отцом и перед Его святыми ангелами (Матф. 10: 32, 33).

Тайна выносливости апостола в таких больших лишениях – когда его били, заключали в темницу, издевались над ним – представлена нам в словах нашего заглавного текста. Господней благодати оказалось для него достаточно. Господняя сила осуществилась в его немощи. Не является ли это тайной каждой успешной христианской жизни? Разве не так было с нашим Учителем? Дух Отца в Нем, Его полное доверие к Отцу, Его постоянное стремление видеть свет лица Своего Отца действительно были Божьей силой, которая действовала в нашем Спасителе, чтобы производить в Нем хотение и действие по благоволению Отца.

То же является правдой в случае каждого последователя Господа с тех пор. Учитель верно сказал о Своих последователях: “Без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15: 5). Божественная Сила действует через нашего Господа Иисуса, через Слово Истины, через последователей Иисуса, и эта Сила может действовать как в самых слабых членах Тела Христа, так и в самых сильных. Благодать Господа является достаточной для всех для благовременной помощи. Однако мы не должны забывать, что эта большая мера достаточности вылита на Господней народ не безоговорочно, а в ответ на признание собственных недостатков и на полные молитвы просьбы о Божественной благодати для благовременной помощи.

R5941 (1916 г.)