“Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” (Псалом 90: 2).
В нашей последней лекции мы оставили св. Павла перед толпой. Он попросил тишины, чтобы обратиться к людям. Несомненно, он считал, что все эти неимоверные испытания возмещены привилегией, полученной в эту минуту – обратиться к собравшимся соотечественникам и сказать им об Иисусе. Поэтому апостол сразу начал проповедовать о Христе: о том, что Иисус из Назарета был Мессией, обещанным в Законе и Пророках, что Его жертвенная смерть представляла Выкупную Жертву за потерянную жизнь отца Адама и косвенно за всех детей Адама, которые умерли под вынесенным ему проклятием.
Наверняка св. Павел рассказал, что Мессия призывает духовный класс, который будет с Ним в Его Тысячелетнем Царстве, и что вскоре Израиль и все народы почувствуют на себе привилегии и благословения этого Царства! Наверняка он указал на факт, что этот Евангельский век является благоприятным временем, чтобы сделать наше звание и избрание твердым ради важнейшей части Завета Авраама – духовной! Затем он поведал слушателям о своих миссионерских путешествия, сказав, что многие язычники радостно принимают это Послание и отдают свои сердца Господу в посвящении.
Но предубеждение иудеев было настолько сильным, что само лишь упоминание факта, что это большое благословение приходит на равных условиях к язычникам, опять разожгло пламя ненависти и насилия; их крики и визг потрясли воздухом. Обеспокоенный ситуацией, римский военачальник решил, что поскольку существует такое противостояние, то для этого должна быть какая-то причина. Поэтому он отдал приказ бичевать апостола, пока тот не скажет, что он сделал, чтобы вызвать мятеж.
Воины сразу принялись выполнять распоряжение и начали привязывать св. Павла к столбу. Но апостол быстро остановил их, спросив центуриона, стоявшего рядом: “Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?” Услышав такой вопрос, центурион доложил дело тысяченачальнику, который, придя, переспросил апостола. Он взял с Павла слово, что тот действительно римский гражданин, так как утверждать подобное неправдиво означало верную смерть, как только вопрос выяснится. Поэтому апостола задержали как узника для дальнейшего разбирательства.
Похоже дела обстоят сегодня, хотя и на другом уровне. Светский человек, слушая сектантскую христианскую критику в адрес кого-то, кто проповедует истинное Евангелие Христа, как правило склонен думать, что это Послание, должно быть, заключает в себе что-то очень порочное, что-то поистине ужасное, иначе оно не всколыхнуло бы тех, кто внешне держится “вида благочестия”. А если, как в случае с римским военачальником, присутствует аудитория, то Истина, представленная такому светскому человеку, будет для него непонятной.
Дело в том, что “мир мудростью не познал Бога”, знает мало о Его Плане, мало понимает Его Слово, потому что язык этого Слова отличается от того, к чему привыкли люди. Когда светски настроенные (когда им представлена Истина) видят, что религиозные учителя – современные книжники, фарисеи и доктора богословия – откровенно оказывают ей сопротивление и нападают на нее, они, понятно, еще больше склонны занимать сторону тех, кто представляет популярную теологию – так называемую “ортодоксию”, – считая, что истинное Евангелие должно быть чем-то очень плохим, потому что о нем учат совсем немногие, а противятся ему многие влиятельные.
Однако Божьи дети могут избрать апостола своим проводником и верно использовать каждый случай, чтобы позволять своему свету сиять, даже если это вызывает откровенную оппозицию, предубеждение и преследование тьмой. Наш Господь объяснил это так: “Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его” (Иоан. 3: 19-21). Кажется, ничто так не вызывало недовольства книжников и фарисеев восемнадцать веков тому назад, как рассудительность истинного Евангелия. Простые люди слушали его охотно, разве что их запугивали их религиозные проводники и вынуждали сомневаться в тех, кто учил наоборот. Следовательно, религиозные руководители были настроены против тех, кто проповедовал Евангелие, “досадуя на то, что они [апостолы] УЧАТ НАРОД” (Деян. 4: 2, 3, 15-21).
Св. Павел страдал как христианин за свою верность Господу и Его Слову. Он не страдал за то, что принял совет братьев и пошел в Храм, так как ненависть к апостолам в сердцах их врагов рано или поздно стала бы очевидной, и они попытались бы отнять жизнь апостола, как делали в предыдущих случаях. В этом событии мы видим только то, что попытка апостолов создать хорошее впечатление об апостоле Павле и его труде между язычниками, очевидно, ускорила его арест даже больше, чем что-либо другое.
Апостол не стыдился своих страданий, так как понимал, что они – за Христа. Каждый должен чувствовать глубокую боль от публичного ареста или заключения как преступника, или нарушителя закона. Но когда это происходит за верность Господу, за следование за Ним, то он может радоваться бесчестию, радоваться тому, что в противном случае было бы стыдом и внушало отвращение.
Поэтому, если кто-то из читателей настоящей статьи был в Господнем провидении арестован или заключен, или наказан, и может прямо или косвенно связать свои трудности с верностью Господу и Его Истине, пусть он не стыдится. Пусть он прославляет Бога за это, радуясь, что признан достойным страдать за Христово Имя, и помня, что то же самое было с нашим Господом Иисусом. Его отдали под арест, связали, затем бичевали, над Ним публично издевались, а потом распяли как богохульника (1 Петр. 4: 16).
Еще один урок, который мы можем взять из нынешнего изучения, заключается в том, что неразумно внимать безоговорочно голосу толпы. Если мы видим, что толпа поднимает крик против кого-то – устно или в прессе, – мы не должны безоговорочно принимать ее вердикт. Следует помнить опыт нашего Господа Иисуса, опыт св. Павла и других апостолов, и то, как толпа вопила: “Возьми, возьми Его!” Христианин, чей ум освободился от предрассудков, лучше готов судить разумно обо всем, что представлено ему для рассмотрения или критики. И если ему придется столкнуться с похожим поведением, он будет лучше приготовлен принять его.
Как часто мы находим на страницах истории свидетельства о том, что насилие и бездумность осуществлялись во имя религии и для защиты разных сект! Каким откровенно чуждым для всякого такого поведения является “дух целомудрия”, как именует его св. Павел, – дух рассудительности, справедливости, не говоря уже о духе великодушия, доброжелательности и искреннего милосердия! Как вид глупости и бесчувственности пьяного человека должен послужить большим уроком трезвости для каждого порядочного мужчины и женщины, так и сцена, представленная в нынешнем исследовании, – то ли явленная нашим собственным глазам, то ли представшая уму из печатных страниц, – должна стать продолжительным уроком всего жестокого и бессмысленного. Пусть каждый случай религиозной нетерпимости и фанатичного насилия промолвит к нашему сердцу и утвердит в решительности, что по Божьей благодати мы никогда не будем такими безрассудными, такими злыми, а, наоборот, с каждым днем будем становиться мягче, умереннее, более похожими на Христа.