“Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми” (стих 16).
Феликс, римский управитель Иудеи, принял св. Павла как узника. Враги апостола, первосвященник и другие иудейские правители, спешно отправились из Иерусалима в Кесарию, алчные его крови. С ними прибыл некий римский оратор по имени Тертулл, чье знание римских обычаев, как они надеялись, позволит им доказать, что св. Павел – опасный человек, своего рода анархист. Феликс был судьей. Присяжных не было. Тертулл, ловкий ходатай, выдвинул обвинения и подтвердил их с помощью свидетелей из Иерусалима.
Римский поверенный дальновидно высказал восхищение тем, как управитель успешно сохранил покой, подавляя всякий бунт и поддерживая мир и порядок. Это успешно проложило путь к следующей просьбе законника, чтобы управитель достойно продолжал так делать и избавил землю от несносного мятежника – апостола. Появились свидетели, свидетельствовавшие о первом мятеже в храме в Иерусалиме и о том, как на следующий день синедрион поделился и возник общий беспорядок. Апостола обвинили в том, что он является зачинщиком секты именуемой Назореи; также было сказано, что он посеял раздор между иудеями и греками во всем мире.
Так представил дело Тертулл. Он обвинил узника в святотатстве – в том, что св. Павел осквернил храм. Из сказанного следовало, что именно апостол вызывал бунт в святилище. Свидетели должны были подтвердить, что эти обвинения являются правдой.
Управитель Феликс дал знак апостолу, что тот имеет право ответить на обвинения. Св. Павел начал свою защиту с замечания, что он доволен тем, что его судья занимает это положение уже некоторое время и хорошо знаком с иудейскими обычаями, поэтому может понять то, что не способен понять всякий начинающий: что апостол пришел в Иерусалим поклониться по обычаю иудеев и праздновать один из религиозных праздников. Он пришел не поднимать бунт, а прославлять Бога по иудейскому обычаю, и ни один свидетель не сказал, что он в храме спорил или собирал вокруг себя толпу. Обвинение не соответствует действительности. Он не делал ничего такого ни в синагогах, ни где-то еще, и его враги не могут доказать то, в чем они его обвиняют.
Ответ апостола был логичным и достаточным. Однако управитель все еще не мог понять, почему в таком случае возник беспорядок. Поэтому св. Павлу пришлось объяснить, что иудеи недоброжелательно относятся к нему по причине его иных религиозных убеждений, а не какого-то плохого поступка с его стороны.
Св. Павел открыто заявил, что он ничего не поменял в своем иудейском вероисповедании – что он по-прежнему верит в то, чему учит Закон и о чем пишут пророки; что он по-прежнему держится основополагающего иудейского учения о необходимости воскресения мертвых; что он по-прежнему имеет веру в Обетование, что благодаря воскресению мертвых Божье благословение окончательно придет к Израилю, а через Израиль ко всем племенам земли. Он сказал, что приучает себя, воспитывает, заставляет держать свою совесть в чистоте, свободной от нарушений Божественного и человеческих законов.
Это было величественное свидетельство. Его силу должен был ощутить не только управитель, но и иудеи, которые преступным путем пытались лишить апостола жизни за небольшие расхождения во взглядах на религиозные вопросы. Какой урок для нас! Перед нами римский управитель и судья не безукоризненной репутации; законник-обвинитель, любитель продать свой талант за деньги, не обращая внимания на принципы справедливости; иудейский первосвященник, образ великого Мессии, связавшийся с теми, кто пытался исказить справедливость и уничтожить “соль земли”! Наш Господь предсказал, что некоторые Его ученики будут стоять перед царями и князьями и при этом будут непоколебимы. Он будет стоять рядом, чтобы давать им помощь (Матф. 10: 17-22). Как буквально это исполнилось в случае св. Павла! Как явно Господь стоял рядом и давал ему нужные слова!
Затем апостол объяснил, что он принес милостыню для своего народа, пожертвования язычников, которые слушали его Послание о Божьей благодати. Некоторые иудеи из Малой Азии нашли его очищенного в храме, однако не с толпой и не зачинщика потасови. Этих иудеев следовало бы позвать как свидетелей. Отдельно также следовало бы позвать тех, кто выдвигал против него обвинение. Они должны были бы рассказать о том, что на следующий день после нападения толпы – после того, как его привели перед синедрион – он не делал ничего такого, что было бы подстрекательством в храме, и в нем они не нашли ничего плохого. Из этого всего возможно лишь одно обвинение, а именно, что он, находясь в их кругу, воскликнул: “За чаяние воскресения мертвых меня судят!”
Понятно, что управитель даже не мог подумать, что в этом есть нечто вроде бунта или анархии! Узник был прав, а те, кто его обвинял, ошибались.
Свидетельство апостола показывает нам, что во всем своем проповедовании он делал особое ударение на учении о воскресении мертвых – праведных и неправедных. Как жалко, что в наши дни это учение в значительной степени потерялось! Очень мало христиан вообще вспоминает о воскресении. Очень мало когда-нибудь слышало проповедь на эту тему. Почему?
Отвечаем, что в христианский народ проникло большое заблуждение по поводу состояния мертвых. По мнению католиков и протестантов лишь святые заслуживают на небо после смерти. Те и другие соглашаются, что туда могут быть приняты только развитые характеры. Те и другие принимают слова нашего Господа о Царстве: “Немногие находят [его]” (Матф. 7: 13, 14). Наши друзья католики говорят нам, что почти все человечество – язычники, католики и протестанты – идут в чистилище, где столетиями переносят ужасные мучения, которые очистят их от греха и приготовят к небу. Многие протестантские друзья говорят нам, что они не видят даже такой надежды: что с их точки зрения только “малое стадо” идет на небо; что все массы человечества, не готовые находиться в присутствии Бога, должны идти куда-то в другое место, и что единственным таким местом для них является ад вечных мучений, из которого не будет никакого спасения.
Мы не будем спорить ни с теми, ни с другими. Оба взгляды слишком ужасны, чтобы быть разумными и справедливыми, не говоря о том, чтобы содержать в себе любовь! Мы предпочитаем обратиться к словам Иисуса и апостолов и заметить, что согласно их учениям мертвые действительно мертвы и их единственная надежда, как говорит апостол, это надежда, “что будет воскресение мертвых”, “праведных и неправедных” (Деян. 24: 15).
Библия не учит о воскресении тела, но о воскресении души; что “Бог.. тело даст” во время пробуждения (1 Кор. 15: 38). О если бы все христиане занялись тщательным исследованием Писания! Тогда учение о воскресении мертвых заняло бы свое место, а большинство мрака средневековья попросту бы исчезло – мрака, который создавал трудности, огорчал наши сердца и уводил многих от Бога и Библии к неверию.
Выслушав обе стороны, управитель-судья решил отложить дело, пока не будет выслушан Клавдий Лисий, командующий Крепостью Антония, римский офицер, проводивший арест. В то же время св. Павел получил значительную свободу, потому что управителю Феликсу, по-видимому, стала полностью понятной суть его дела.
За какое-то время управитель, на которого, по видимому, произвело большое впечатление поведение апостола, вызвал его опять – когда присутствовала его жена, иудейка. Он хотел, чтобы она услышала Евангельское Послание, которое показалось ему вполне логичным. Св. Павел, несомненно, еще раз повторил большую часть предыдущего свидетельства, а затем вспомнил о будущем суде, испытании – о том, что вечная судьба не определяется на основе нынешней жизни.
Наверное апостол объяснил, что Бог назначил День испытания, суда для всего человечества – Тысячелетний день, тысячу лет (2 Пет. 3: 7, 8), и в течение этого периода все человечество будет иметь полное испытание, достойно ли оно человеческого совершенства и вечной жизни. Послушные получат благословение, будут подняты постепенно к совершенству. Сознательно неповинующиеся будут уничтожены Второй Смертью.
Если, в таком случае, испытание мира должно быть в будущем веке, а в настоящем веке Бог лишь выбирает, то есть избирает, Церковь как Невесту Своего Сына и сонаследницу в Мессианском Царстве, которое должно благословить мир, то как все это могло повлиять на Феликса и его жену? Двойным образом, ответим мы:
(1) Оно могло подействовать на них, чтобы они приняли Христа и стремились стать избранной Церковью;
(2) Узнав о своем будущем испытании, им следовало бы понять, что слова и поступки в этой жизни имеют много общего с положением человека после его пробуждения из могилы. Распутные, лицемерные, самонадеянные, своевольные, развращенные люди деградируют и приумножают шаги, которые придется делать в обратном направлении в Тысячелетии. И наоборот, каждый хороший поступок, каждая добытая победа, каждая рассудительность делает человека более приготовленным к будущей жизни. Каждый благородный поступок в нынешней жизни имеет свое влияние на характер и принесет соответствующие благословения в Тысячелетнем Судном Дне. С другой стороны, каждый плохой поступок, каждое нарушение совести получит свои “розги”, свое справедливое наказание.
Когда Феликс слушал апостола, в нем заговорила совесть. На основании этого учения ему, как одному из “неправедных”, пришлось бы ответить в воскресении за многое содеянное. Обратите внимание на то, что св. Павел ничего не говорил об адских мучениях, которые трезвый ум обязан отвергнуть как безрассудные. Но даже без таких утверждений его аргумент был убедительным. Он твердо заявил, что будет “праведное воздаяние” для праведных и неправедных. Вконец управитель отправил его со словами: “Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя”.
Снова и снова управитель Феликс вызывал апостола, и, судя по всему, его сердце никогда не сделалось достаточно мягким и смиренным, чтобы принять апостольское послание и подчиниться Господу. Урок во всем этом для нас в том, что мы должны быстро делать все, что считаем своей обязанностью.
Два года св. Павел оставался узником в Кесарии, имел хорошие условия, готовился к дальнейшей службе своей жизни и написал несколько посланий к разным Церквям.