Весь истинный Господний народ, зачатый Его Святым Духом, имеет замечательный характер как Новые Творения, как “братья святые, участники в небесном звании”, – говорит апостол (Евр. 3: 1). “Всякий, любящий Родившего [Небесного Отца], любит и Рожденного от Него” (1 Иоан. 5: 1). Факт, что Небесный Отец обращает внимание на человеческое существо и в каком-то смысле считается с ним – особенно, если Он признает в нем сына, – свидетельствует о том, что Он видит в нем благородство характера, честность сердца и посвящение воли, вне зависимости от того, можем ли мы видеть это в его внешнем поведении и словах или нет. Мы должны предполагать, что они имеются в наличии – что Бог, Который читает сердце, видит, что они там присутствуют. Доверяя Божественной Мудрости, весь Господний народ должен воспринимать друг друга как Новые Творения во Христе, для которых ветхое прошло и все стало новым. Но, как подчеркивает апостол, “сокровище сие мы носим в глиняных сосудах”. Это доброе сердце, эта посвященная воля не имеет совершенного духовного тела, в котором могла бы действовать. Можно действовать и говорить только посредством немощной, несовершенной плоти, которая посвящена до смерти.
О, как часто несовершенный язык и несовершенное тело ложно трактуют настоящие чувства Нового Творения, пользуясь ими! Наш язык заикается, будучи неспособным выразить наши настоящие чувства, и нас неправильно понимают. Наш слабый мозг, который Новое Творение пытается употребить для справедливости и любви, часто откровенно путается. Справедливость, которую мы должны делать, мы часто истолковываем неправильно и не делаем; а любовь, которую мы хотим показать, искажена и неверно воспринимается другими и неудовлетворительна для нас самих. В наших ранних христианских испытаниях мы, возможно, не видели своих грубых ошибок и часто делали вред, когда думали, что делаем добро. Позже, когда мы начали видеть наши несовершенные дела, несовершенные слова, несовершенные мысли и суждения и понимали, как действительно мало мы сделали из того, что хотели бы сделать, мы оказались в опасности попасть в полное уныние. Мы нуждались именно в таком подкреплении, какое дает нам Господнее Слово – в уверении, что Бог смотрит на сердце, а не на внешность; и что чистые сердцем получат благословение и узрят Бога, несмотря на слабости плоти, против которых они отважно сражаются.
Есть много правил и обычаев, которые будут в помощь Новому Творению, стремящемуся показать верность, превозмочь и победить несовершенства своей плоти. Можно вспомнить большое разнообразие правил, включая изучение Божьего Слова, постоянную бдительность и стремление развивать плоды Святого Духа, помнить Золотое Правило и т. д. и т. п. Но сейчас мы хотим обратить внимание на одно общее правило, которое, кажется, имеет широкое применение ко всем нашим мыслям, словам и поступкам. Если следовать этому правилу, оно будет регулировать всю жизнь. Это правило: Бог на первом месте, я – на последнем!
Это – трудное правило для ветхого творения, которое будет бунтовать против него, особенно против его заключительной части – быть последним. Но ветхое творение на самом деле не может противиться правилу “Бог – первый”, потому что даже душевный человек осознает правильность иметь обязанности перед Создателем. Однако Новое Творение видит эту обязанность в особом свете. Этот особый свет ведет к полному посвящению Господу, под знамя Иисуса, чтобы вести добрый бой против греха, укрепившегося во плоти, и к верности в битве до самой смерти. Тот, кто посвящается, ставит на первое место Бога, затем Иисуса, а себя – как слугу Обоих и тех принципов, какие Они представляют. Его плоть отдана, посвящена, выдана на смерть в служению этим принципам.
Но одно дело – понимать принципы, и совсем другое – применять их в ежедневной жизни и в Церкви. Иметь Бога на первом месте в доме и в личных делах означает подчинять все земные интересы и все, что приносит удовольствие. Это означает, что воля Бога, служение Богу, почитание Божьего имени будут ежедневно занимать самое важное место во всех наших делах – во всех словах, во всех поступках, во всех мыслях.
Распространяя этот принцип на Церковь, которая есть Тело Христа, мы понимаем, что если бы все братья имели этот дух, это означало бы наивысшие идеалы и поступки в Церкви. Как предостерегает апостол, ничто нельзя делать по честолюбию или по тщеславию, а только во славу Богу: Бог – первый! Это означало бы также, что во всех делах нашего служения, восхваления, исследования Библии всякая гордость или безрассудное желание, самолюбие, лицеприятие и лицемерие были бы нам чужды, потому что Бог был бы первым, и мы бы знали, что все эти характерные черты зла, укрепившиеся в нашей плоти, противоречат воле нашего Бога.
При выборе слуг в Церкви правило “Бог – первый” означает, что каждый, голосуя, будет стремиться голосовать согласно тому, что, на его взгляд, было бы Божьей волей, полностью игнорируя собственную волю и волю других братьев. Правило “Бог – первый” заставило бы его занять собственную позицию таким приветливым, любящим способом, который Библия называет Святым Духом, то есть нравом, исполненным кротости, доброты, сдержанности, долготерпения, братолюбия, любви. Бесспорно, такие усилия ставить Бога на первое место и забывать обо всем, что могло бы соперничать с Господом в наших чувствах, принесли бы благословение!
Что касается второй части этого постановления: “я – последний”, то в ней содержится сама суть апостольского предостережения: “Ничего не делая по честолюбию и по тщеславию” (Фил. 2: 3, ВоП), а также: “Опережайте друг друга в почтительности” (Рим. 12: 10, ВоП). Обратимся к записи о двенадцати апостолах и вспомним, как они были готовы спорить между собой о том, кто должен быть наибольшим в Царстве. Но этот спор был до их зачатия Святым Духом, до Пятидесятницы. Как мы рады, что такой дух бесследно исчез после Пятидесятницы между теми, кто принял зачатие духом! “Я – последний”, очевидно, сделалось правилом апостолов, настолько преданно они поддерживали принципы Господнего Слова, поощряя и подбадривая друг друга к хороших делам. Как мы рады за них!
Но какую грусть приносит чувство, что некоторые дорогие братья в наши дни, которые говорят, что они получили зачатие Святым Духом, и в признании которых мы не сомневаемся, по-видимому, не усвоили эту лекцию “я – последний”! “Итак смиритесь под крепкую руку Божью, да вознесет вас в свое время” (1 Пет. 5: 6). Случается так, что некоторые склонны добиваться должности старейшины или диакона Церкви и чувствуют себя обиженными, если их не избрали на эту должность. Как жаль, что они не могут взглянуть на это более широко и правильно! Мы не поддаем сомнению их сердце и считаем, что пока они пребывают в Истине, они не лишились Господнего Духа. Однако, как мало возрастания в благодати там, где между братьями проявляется дух своекорыстия, добивающийся лидерства в Экклесии!
Дорогие братья и сестры, давайте по-настоящему подчинимся под крепкую Божью руку и с полным удовлетворением примем все, что Его провидение определило для нас. Если по какой-то причине собрание избрало нас на должность старейшины или диакона, будем благодарны собранию и Господу. Используем нашу привилегию как дар, как милость в духе повиновения, помня, что брат старейшина в собрании является слугой собрания. Постараемся использовать наши возможности и домоуправление мудро, как те, кто должен в конце дать отчет. Если в другой раз собрание по какой-то причине не обратило на нас внимания, не избрав к службе, помните, что это – привилегия собрания, и каждый в собрании должен голосовать согласно тому, какова, на его взгляд, Божественная воля. Должны ли мы спорить с Божественной волей? Нет. Должны ли мы спорить с братьями по поводу их понимания Божественной воли? Нет. А что мы должны делать? Принять Божественное распоряжение и быть такими же благодарными в сердце и такими же энергичными, чтобы служить надлежащим образом согласно нашим возможностям. Давайте не бросать камни преткновения на пути тех, кто избран для такого служения, а делать все, что в наших силах, чтобы сотрудничать с ними.
Пусть брат, известный, занимающий высокое положение милости в собрании, радуется, если он понижен и отстранен от этой должности. Пусть он с радостью усвоит уроки, которые Господнее провидение имеет для него. Пусть он с радостью учится служить в другом положении. И пусть брат малоизвестный радуется, что он возвышен. Будем радоваться всем нашим испытаниям, как находящимся под Божественным присмотром, помня, что “любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8: 28). Будем осторожны, чтобы Бог (а также интересы Его дела, Его народа, Церкви) всегда был на первом месте, а наши собственные интересы и мы сами – на последнем. Можем быть уверены, дорогие братья и сестры, что каждый, кто будет таким образом найден верным, в согласии с принципами, изложенными и показанным на примере нашего Искупителя, со временем получит достойное место в Царстве Искупителя; и что все нынешние трудности будут способствовать его приготовлению к этому положению в Царстве.
Время нашего возвышения еще не наступило. Дорогие нам братья и сестры могут возвысить нас к некоторой службе в собрании, которой мы не заслуживаем и принятие которой может сделать нас надменными или еще как-то навредить. Правильная мысль в том, что Бог все держит в Своих руках и способен сделать так, чтобы наши испытания принесли нам благословение – отдельно каждому и всему собранию. Мы должны быть правильно наставлены Господним Словом и Духом нашего Учителя, ставя Бога на первое место, а себя – на последнее.