Оправдание в действительности означает лишь одно, а именно: сделать правым, сделать справедливым. Оправдание может быть частичным или полным. В случае Авраама оно было частичным. Он был оправдан к общности с Богом через его веру и повиновение, но он не был оправдан к жизни, потому что такое полное оправдание не могло наступить без искупительного дела Иисуса, которое не было и не могло быть исполнено во дни Авраама.
Оправдание Евангельской церкви наступает в одно мгновение. “Бог оправдывает”. Но основой этого оправдания является жертва, совершенная Иисусом и завершившаяся на Голгофе. Прежде чем Спаситель применит к нам заслугу Своей жертвы, мы должны познать Его, довериться Ему, принять Его условия ученичества и полностью посвятиться как Его ученики до самой смерти. В ту минуту, когда Он применяет к нам заслугу Своей жертвы, покрывая наши недостатки, мы становимся приемлемыми для Отца, мы приняты в Его семью через зачатие Святым Духом и с тех пор приняты как члены Церкви первенцев, написанных на небесах.
Оправдание мира не будет мгновенным, а будет продвигаться вперед в течение тысячи лет – Тысячелетия. О мире можно будет сказать, что он условно оправдан через Посредника и Его Царство, но его оправдание будет завершено лишь по достижении абсолютного совершенства в конце Тысячелетия, когда он будет представлен Отцу и принят Им. “Бог оправдывает”. Он принимает к вечной жизни и в Свою семью на любом уровне существования лишь совершенных.
Тот, кто хочет обратиться к Богу в Евангельском веке, находит Его постепенно. Сначала он видит, что Бог сделал определенное приготовление, через которое Он может быть справедливым и при этом может оправдывать грешников. Дальше он видит, что смерть Иисуса является путем, приготовленным Богом. Затем он видит собственные слабости и грехи – скверну, и соответственно старается избавиться от них. Он может и обязан в значительной степени очиститься от грязи тела, но это его не оправдывает, не делает совершенным, так как по наследственности он является грешным, несовершенным, и не может быть очищен иначе, как посредством божественного применения заслуги жертвоприношения за грех. После умывания в Умывальнице – устранения загрязнений плоти – верующий подходит близко к дверям Палатки и там “привязывает” себя – связывает себя обетами посвящения, отдаваясь целиком Господу и Его служению, каким бы оно ни было.
Все вышеупомянутые шаги того, кто стремится к общности с Богом, являются правильными шагами, начертанными в Слове. Мы воспринимаем идущего этим путем как условно оправданного; иначе говоря, он находится на правильном пути и делает все от себя зависящее, чтобы получить оправдание. На этом пути он будет иметь благословение ума и сердца и одобрение его совести, и будет привилегирован Господом в том смысле, что божественное провидение будет давать ему знание о правильном пути как прийти к оправданию, указывая ему на необходимость перечисленных шагов, включая посвящение, то есть привязывание себя к дверям Палатки. Грешник, приближающийся к Богу, больше ничего не может сделать. Теперь наступает Божий черед действовать. Божья милость к грешнику проявляется целиком через Иисуса, Который был назначен “великим Первосвященником”. Дело Иисуса – принять посвященного (образного козла) и пожертвовать его. И те, кого Иисус, как Божий Первосвященник, принимает, приняты Отцом и зачаты Им к божественной природе и т.д. Момент, когда Иисус и божественная справедливость через Иисуса принимают грешника, и есть момент оправдания.
С тех пор, как грешник оставил грех и начал искать Господа и ходить, насколько возможно, путями праведности – оставляя загрязнение плоти, – он имеет новый ум (волю), отличающийся от ума (воли), который он имел прежде, когда любил грех и служил ему. Этот новый ум является новым умом тела, потому что тот, кому он принадлежит, еще не был зачат святым Духом. С той минуты, когда Первосвященник принимает его, приписывает Свою заслугу, а Отец дает зачатие святым Духом – с этой минуты имеющий новый ум оправдан и зачат Духом; с тех пор он является Новым Творением. Новое Творение не подлежит оправданию, потому что Новое Творение не сделало греха и не имеет никакого греха, от которого его следовало бы оправдывать. Оправдание получает старое творение, наделенное новым умом, и в миг оправдания оно умирает жертвенным образом. О Новом Творении можно было бы сказать как об оправданном в том же смысле, в каком было сказано об Иисусе: “оправдал Себя в Духе,.. вознесся во славе” (1 Тим. 3: 16). В этом применении слова “оправданный” содержится мысль “признан праведным”, “призван совершенным”; а не сделан праведным.
К этому классу полностью посвященных, оправданных, принятых Отцом через зачатие Святым Духом относятся слова апостола: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5: 1). Но этот стих не касается никого, кто не достиг пункта посвящения и принятия и кто просто идет Двором. Правда, они имеют некоторый мир, который зависит от продвижения. Определенная мера мира и радости достигается пониманием, что существует дорога обратно к Богу через стремление оставить грех и приблизиться к Нему. Но мир Церкви, упомянутый апостолом в этом стихе, возможен лишь для тех, которые достигли положения Сынов Бога. Бог не имеет мира ни с кем другим.
Невозможно, чтобы кто-то в Евангельском веке имел точно такие же испытания, какие были даны Аврааму, потому что условия теперь совершенно другие. Авраам полностью доверял Богу и был полностью посвящен Божьей воле, насколько он ее понимал, до самой смерти. Другими словами, если бы Авраам жил в Евангельском веке, он был бы одним из полностью посвященных, полностью оправданных, духовно зачатых, но поскольку он жил до Евангельского века, до того, как Христос умер за наши грехи, его посвящение не могло привести его к полноте оправдания и ее привилегиям.
Кое-кто запутался, думая об оправдании в двух частях – законном и действительном. Мы ничего не находим в Библии, что подтверждало бы такое разделение в оправдании. Оно является законным и действительным одновременно. Оно не может быть действительным и незаконным, и не может быть незаконным, но при этом действительным.
Наше оправдание (представленное “свадебной одеждой”, которую мы одеваем, когда приняты Господом) покрывает не Новое Творение, а исключительно тело, которое законно считается мертвым по причине жертвы. Другими словами, оправдание не означает процесс обретения справедливости, а уже достигнутое состояние справедливости. Принятие “свадебной одежды” означает наше вхождение в семью Бога как членов Церкви, а совлечение – отвержение нами благодати Бога и вторую смерть.
Оправдание мира, как уже объяснялось, будет достигнуто по-другому. Можно сказать, что оправдание мира под руководством великого Посредника будет постепенным: каждый будет становиться справедливым, каждый будет приходить к большему согласию с божественными требованиями и будет получать большее реституционное совершенство. Однако следует помнить, что “Бог оправдывает”, и что мир не будет в Божьих руках, пока не завершится Тысячелетний век. Тогда все одобренные Отцом и принятые Им к вечной жизни будут оправданы в полном значении. Это произойдет в одно мгновение.