“Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его” (Матфея 10: 25).
Феликса, римского управителя Иудеи, заменил Фест. Стараясь угодить иудеям, он оставил св. Павла узником, хотя по его собственным словам он не считал апостола виновным в нарушении римских законов и был убежден, что его враги свирепо завидовали ему. Два года, проведенных св. Павлом в заключении, бесспорно, дали апостолу замечательные возможности для более глубокого изучения Божественного Плана, изложенного в Священном Писании.
Сейчас невозможно даже приблизительно представить себе, какой могла быть Господняя цель в том, что Он позволил Своему верному представителю быть изолированным и лишенным привилегий служения. С одной стороны это могло дать апостолу отдых, спокойствие, возможность дальше изучать Истину. С другой стороны это могло научить его урока терпения, подчинения и доверия к Богу – что его служение не было незаменимым, что хотя Господь не позволил ему отойти и затем освободит его, однако он не является незаменимым для Божественного Плана. Это важный урок, которого должен научиться весь Божий народ и особенно те, которые особенным образом имеют отношение к Его службе.
Могло быть также, что Господь имел задание для апостола в Кесарии, где тот, очевидно, общался с начальниками гарнизона, и они имели возможность наблюдать за ним и оценить силу Бога, которая поддерживала его в трудные минуты. Можем быть уверены, что апостол позволял своему свету сиять при каждом удобном случае, и его “труд.. не тщетен пред Господом” где бы он не находился, как бы его не принимали и был ли он полезным для интересов других. Даже если бы он не имел возможности служить другим, и дело благодати происходило только в его собственном сердце, это было не зря, и вера повелевает нам принимать все это, не сомневаясь в мудрости замысла.
Фест, новый управитель, сразу поехал в Иерусалим, центр своей провинции, чтобы там познакомиться со старейшинами народа, среди которого он должен был управлять и судить. У него был совершенно другой характер, чем у его предшественника. Св. Павел называет его “достопочтенным Фестом”, и сама история подтверждает это обращение.
Враги св. Павла были начеку, чтобы добиться от нового управителя того, что им не удалось сделать при Феликсе. Воспользовавшись фактом, что новый официальный представитель будет пытаться произвести хорошее впечатление путем быстрого разрешения дел узников, обвиненных в бунте, мятеже, измене, иудейские правители сразу довели дело св. Павла до сведения Феста. Но изложив аргументы Тертулла, чтобы сбить управителя с толку, они побоялись рассматривать дело перед ним через слабость доказательств, потому что у них не было свидетелей плохих поступков со стороны апостола, которые могли бы считаться нарушением римского права или привилегий римского гражданина.
Очевидно, они пытались ему объяснить, что поведение апостола вредило их религии, но римский управитель, не знакомый с их религиозными обычаями, не был готов это понять. Поэтому они сказали Фесту, что, как бы там ни было, их спор со св. Павлом имел больше религиозный, чем гражданский характер, и было бы желательно, чтобы узника передали Синедриону в Иерусалиме для рассмотрения дела на основе иудейского Закона. В то же время у них созрел план, чтобы во имя Бога, религии и “доброго дела” убить апостола по пути в Иерусалим.
К сожалению, такую преступную несправедливость можно поставить в вину не только иудеям того времени. В каждом веке и почти в каждой религиозной системе умственная неуравновешенность проявлялась в том, что ужасные преступления делались сгоряча во имя и на защиту Бога и святости! Какой урок мы можем взять для себя из этих выдержек истории? Когда наконец человечество поймет, что Справедливость является основой Божественного правления (Пс. 96: 2) и все, что ей противоречит, Богу не по душе? Когда мы наконец научимся, что последствия несправедливости окончательно больше вредят обидчику, чем обиженному?
Управитель Фест признал свое незнание религии иудеев и не препятствовал тому, чтобы узника допросил религиозный суд его соотечественников. После своего возвращения в Кесарию он представил предложение иудеев св. Павлу, спрашивая его – поскольку апостол был римским гражданином – готов ли он быть освобожденным от обвинений римского суда и переданным на допрос иудейскому Синедриону.
Апостол сразу ответил, что он на это не согласен: что он, как римский гражданин, имеет право на привилегии римлянина и потому апеллирует в своем деле в суд императора в Риме, столице империи. Он хорошо понимал враждебность своих соотечественников и осознавал, что готовые убить его два года тому назад, они, очевидно, не изменились сердцем.
Поведение св. Павла дает хороший пример всему Господнему народу в похожих обстоятельствах. Некоторые члены Господней семьи, имея добрые намерения, делают ошибку, считая, что лекция Учителя не оказывать сопротивления означает, что Его последователи не должны прикладывать никаких усилий для собственной пользы. Наша привилегия – воспользоваться каждым правом, предоставленным нам законами страны, в которой мы живем. Наше право – обратиться, насколько это возможно, к высшим и лучшим судебным инстанциям и добиться справедливости, которую нельзя получить в низших судах. Но, испробовав все законные средства и способы, Господний народ должен покориться результатам разбирательства и не ворчать и не спорить с решениями закона.
Еще стоит обратить внимание вот на что: как показывает запись, апостол не ругал и не порочил свой народ, Синедрион, и других, которые его обвиняли и преследовали. Урок для Господнего народа сегодня в том, чтобы не сквернословить ни одного человека. Воспользуйтесь каждым законным правом, привилегией и возможностью и примите окончательный вердикт как от Бога.
Фест оказался в деликатном положении. Посылая апостола в Рим, как и следовало сделать в случае апелляции римских граждан, он должен был выдвинуть какое-то обвинение. Будучи справедливым человеком, он хотел, чтобы это было правдивое обвинение. Поэтому он был озадачен, какое обвинение ему сформулировать против апостола – если вообще сформулировать какое-либо.
Сразу после этого состоялась церемония инаугурации Феста в Кесарии. Царь Агриппа из Галилеи отметил ее своим посещением. Хотя царь был Идумейского рода, однако признавал еврейскую веру, и Фест, который ничего не смыслил в ней, воспользовался случаем попросить помощи сформулировать обвинение против св. Павла, преступление которого, если это можно было назвать преступлением, можно было понять лишь с иудейской точки зрения. Поэтому апостола позвали изложить перед царем, военачальниками и известными гражданами свою версию враждебного отношения к нему со стороны его народа.