“Поэтому.. я не воспротивился небесному видению” (Деяния апостолов 26: 19).
Наше последнее воскресное исследование показало, что обращение св. Павла к Суду Императора предоставило апостолу возможность проповедовать Евангелие известным людям, к которым он не мог надеяться попасть по-другому. По-видимому, он по достоинству оценил такую возможность, так как произнес волнующую проповедь, темой которой были обстоятельства его собственного обращения, рассказанные уже в третий раз. Не сомневаемся, что в этом деле им руководил Господь. Вот так Бог таинственным образом совершает по изволению воли Своей и делает так, чтобы гнев человеческий обратится Ему во славу. Тем самым Он дает Своим верным слугам новые возможности служить Своему делу. Какое воодушевление должен чувствовать каждый последователь Иисуса, чтобы оставаться верным, целеустремленным в своем сердце, пользующимся каждым случаем, осознавая Господний присмотр над Его делом!
Как воспитанный человек, св. Павел начал свою речь с благодарности, насколько мог это себе позволить, в адрес царя Агриппы за то, что он может быть выслушан кем-то, кто является знатоком во всех делах иудеев. Он обратил внимание на факт, что его жизненный путь с молодости был хорошо известен в Иерусалиме и во всем иудейском народе. Если бы его соотечественники пожелали, многие из них могли бы свидетельствовать о его религиозной бескомпромиссности. “И ныне я стою – говорит он – перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен... За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи”.
Надежда Израиля сосредоточена в связанном клятвой Божьем обетовании Аврааму: “И благословятся в семени твоем все народы земли” (Быт. 12: 3; 22: 15-18). Св. Павел проповедовал, что это Обетование находится в процессе выполнения; что Иисус из Назарета, как Сын Бога – через повиновение Закону и жертву Своих земных прав, – стал Главой этого обещанного Семени Авраама через Свое воскресение до уровня духовной славы, чести и бессмертия. Более того, апостол учил, что со времени Пятидесятницы Господь выбирает из иудеев и язычников “малое стадо”, которое будет Невестой Мессии и Сонаследницей, членами Духовного Семени Авраама. Когда этот выбор закончится, Мессия, Глава и Тело, в славе установит долго обещанное Царство Бога, через которое благословения сначала придут к телесному Израили, чтобы поднять его путем реституции, а затем распространятся через Израиль на все племена земли (Гал. 3: 8, 16, 29; Рим. 11: 7-15).
Наверное св. Павел обратил внимание на пророчества, повествующие о страданиях Мессии и о последующей славе! Все иудеи знали о страданиях Иисуса и Его последователей, но они подвергали сомнению Его воскресение к славе и надежду, что Его последователи будут со временем участвовать в Его воскресении. Вся дискуссия между ним и иудеями сосредоточилась вокруг того, встал Иисус из мертвых или нет. Если Он не встал, то иудеи были правы. Нельзя строить надежды на мертвом человеке, каким бы хорошим он не был. Если же Он встал, то правы св. Павел и последователи Иисуса, потому что Его воскресение к славе должно считаться проявлением Божественного благоволения и Мессианства, о котором Он утверждал, и того, что Его Царство придет в назначенном времени.
Св. Павел объяснил, как в свое время он также противился Иисусу и преследовал Его последователей, бросая их в тюрьму и решая с другими с помощью жребия, кому из них причинить смерть. Он даже вынуждал их поносить Иисуса во избежание страданий. В ярости он ходил из Иерусалима в окрестные города. Откровение, которое Господь дал ему вблизи Дамаска, он описал как свет с неба, превосходящий солнечное сияние, и голос говорящий: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня?.. Я Иисус, Которого ты гонишь”.
Дальше он рассказал о поручении, полученном в то время от Господа, – проповедовать язычникам, а также иудеям, воскресение Иисуса, собрание Его избранных членов и установление в свое время Его Царства. Еще он должен был говорить всем о покаянии и обращении к Богу. Собственно, за это его заключили в тюрьму, и его жизнь оказалась в опасности, отчего он был вынужден обратиться к трибуналу императора. Св. Павел обратил внимание на то, что страдания Христа были предвещены пророками, и что Иисус считал преследование Своих последователей преследованием самого Себя – Своих членов.
Управитель Фест слушал с удивлением рассказ апостола. Затем, прервав его, он воскликнул: “Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия!” На что св. Павел ответил: “Я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь”.
Сегодня то же самое. Со светской точки зрения истинный последователь нашего Господа Иисуса считается фанатиком, глупцом, лишившимся ума. Но с христианской точки зрения все по-другому: светские люди лишились ума и обезумели от денег. Они видят только земное, преходящее. Христианин смотрит глазами веры – видит славу, честь, бессмертие и удел с Искупителем в привилегиях Тысячелетнего Царства, которое вскоре должно благословить мир Царствованием Праведности в ответ на Господнюю молитву: “Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
Св. Павел обратился к Агриппе: “Веришь ли, царь Агриппа, пророкам?” Ответ царя можно истолковать по-разному: или он сказал “Еще немного времени и красноречия и ты убедишь меня стать христианином”, или “Думаешь ли ты, что таким кратким аргументом ты можешь сделать из меня христианина, вместе со всем позором, который это слово несет с собой?” Ответ св. Павла говорит в пользу первой интерпретации: “Умолил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз”.
Трудно представить себе более благородный тон, больший дух снисходительности от человека в тюрьме, ложно обвиняемого и несправедливо задержанного. Только бывшие с Иисусом и учившиеся от Него могли на примере показать понимание и умеренность, привитые Им. Если бы все ученики Христа могли научиться быть смиренными и непритязательными в сердце и этим обрели покой для души! Кто может сомневаться в том, что св. Павел, узник, имея славные надежды, мог быть счастливее любого из тех, кто его слушал?
Придет время, и сегодня оно уже недалеко, когда многие, столь высоко ценимые людьми за их мудрость, увидят, какими безрассудными они были; а многие из тех, кого сегодня считают безумными для Христа и Евангелия, окажутся действительно мудрыми, потому что они избрали небесное и охотно подчинили земное, чтобы получить его, потому что невозможно служить Богу и Маммоне.
Существует предположение, к тому же на разумной основе, что хотя царь Агриппа не стал христианином, однако осознание принципов, находящихся в основе христианства, осталось с ним и имело на него влияние в течение всей остальной жизни. История рассказывает нам, что во время преследований, возникших в связи со скорбью, пришедшей на иудейский народ, царь Агриппа принимал и хорошо относился к христианам, которые искали у него прибежище.
Многие в христианских землях слышали более-менее ясно Послание Евангелия и были “почти убеждены” в том, что следует держаться благодати Бога, но затем пренебрегли возможностями сделать этот шаг и перестали ценить свою привилегию! Они, как царь Агриппа, имели мало представления о тех замечательных вещах, которые были совсем рядом, в пределах досягаемости, но которые они упустили. Когда они выйдут из могилы и будут радоваться большим привилегиям Тысячелетнего Царства, то с удивлением узнают, какие огромные возможности у них были стать членами Малого Стада, участниками с Господом на Престоле.