“Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Матфея 3: 11).
Мы обязаны сделать довольно четкую разницу между порядком Дня Примирения Израиля с его упразднением греха и любым другим порядком для упразднения греха. Жертвы Дня Примирения символизировали “лучшие жертвы” для удаления первоначального греха. Первоначальный грех был грехом Адама, который перешел на всех его детей. Весь род по природе находится под властью этого первоначального греха и под его наказанием. Бог намеревается покончить одинаково с грехом и наказанием за него через великого Первосвященника, Иисуса. Иисус уже умер и сейчас почти закончил приношение “лучших жертв”, нежели приносимые образным первосвященником Израиля. Мы видим, что наступает время, когда больше не будет простого приписания заслуги Христа, как в Евангельском века для Церкви, потому что в наступающем веке Его заслуга будет применена исключительно за грехи всего мира, и грехи мира – грех Адама – будут упразднены навеки. Осуждение первоначального греха больше не будет находиться на ком-либо и где бы то ни было; и все желающие смогут получить помощь, чтобы подняться ко всему потерянному Адамом и искупленному Иисусом Христом.
Но кроме первоначального греха есть и другие грехи, и вина за них пропорциональна полученному знанию. Неумышленные грехи названы в Господней молитве “грехами” – прегрешениями. Но молитва к Богу не устранит первоначальный грех; это может сделать лишь смерть Иисуса, выкуп. Некоторые через веру в кровь искупления и через посвящение сердца и жизни для Господа стали детьми Бога. Вследствие унаследованных несовершенств эти Божьи дети совершают прегрешения. Когда они замечают эти прегрешения, то должны приходить к престолу небесной благодати, “чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи”. Все другие, кроме ставших детьми Бога, не пользуются Его расположением и не имеют никакого права обращаться с просьбами. Бог выслушивает только тех, кто стал учениками, последователями Христа, и кто был принят Им как Его последователи. Для таких Он стал залогом и привел их в блаженному единству с Отцом – сыновним отношениям.
Израильтяне были Божьим народом и находились в завете с Ним через образный порядок. В то время еще не пришла пора для Христа умереть за грешников, поэтому Бог дал им систему образов, заранее указывая на истинную Жертву за грехи, которая будет принесена “во время”. Он распорядился, что к вступающим в завет с Ним нужно относиться так, словно их грехи уже действительно прощены и упразднены. “Каждый год”, – говорит апостол Павел – израильтяне должны были повторять эти жертвы Дня Примирения и образно получать новое упразднение греха Адама еще на один год. Благодаря такому устройству их непроизвольные прегрешения были образно устранены, и они продолжали быть Божьим народом Завета. Однако в течение каждого года они могли через те или иные слабости совершать ошибки в мысли, слове и поведении. Это считалось прегрешениями.
Когда Иоанн Креститель начал свое служение, он пришел, проповедуя, что приблизилось время, когда явится Мессия и будет дано приглашение войти в настоящее Божье Царство. Он призывал всех готовится к этому, иначе они не будут способны принять Мессию. По существу, он говорил: “Посмотрите на свою жизнь. Делаете ли вы все зависящее от вас по Закону? Если нет, если вы живете, следуя более низкому критерию, чем способны, то вы виновны. В какой мере вы не живете сообразно со своими наивысшими возможностями, вы находитесь в немилости у Бога и неверны вашему завету. Если вы хотите в дальнейшем поступать как можно лучше, покажите это через крещение в воде. Это будет признанием, что вы раскаиваетесь в грехах, и вы сможете омыть ваши грехи”.
Люди омывали свои грехи образно. Иоанн Креститель не омывал их. Именно к тем, кто не был в согласии с Заветом Закона, но с радостью слушал Иоанна и оставлял грех, главным образом было обращено послание о грядущем Мессии. Таким образом, они стали, вместе с хранившими себя в Божьей милости и благословении, “подлинно Израильтянами, в которых нет лукавства”. Омовение грехов не было действительным очищением вины, потому что лишь кровь Иисуса, заслуга Его выкупа-жертвы, могла действительно устранить грех.
Некоторые спрашивают: Каким крещением крестился Савл из Тарса: крещением Иисуса или Иоанновым крещением? В течение своей предыдущей жизни Савл “всею доброю совестью жил пред Богом”. Как же он должен был омыть грехи в случае своего обращения к Христу? Помните случай с его обращением. Когда Савл, занятый преследованием христиан, на своем пути в Дамаск был повержен на землю, ему явился Господь. Затем, как впоследствии рассказывал св. Павел, он увидел Иисуса, сияющего ярче солнца в полдень, и после этого славного видения ослеп. Его спутники привели его в Дамаск, где в течение трех дней он ничего не ел и не пил. Тогда Анания, Божий слуга, был послан Господом, чтобы вернуть Савлу зрение. После того как зрение вернулось к Савлу, Анания сказал ему: “Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои”.
Очевидно св. Павел никогда полностью не избавился от повреждения глаз. Господь отказался полностью восстановить его зрение. Некоторые стихи Св. Писания косвенно предполагают, что слабость его глаз была тем, что он называл “жалом в плоть”. Но Господь сказал, что Он даст ему нечто большее, что возместит его слабое зрение: богатство Своей благодати (2 Кор. 12: 7-10). Хотя он в большой степени удостоился откровений, эта болезнь служила тому, чтобы держать его в повиновении и напоминать, что в свое время он действовал во вред Господнему народу.
Апостол признался, однако, что совершенное им было сделано “всею доброю совестью”. Он действительно считал, что совершал служение Богу, когда преследовал последователей Иисуса. Он сказал, что обрел милость лишь потому, что “поступал по неведению, в неверии”. Он сказал: “Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию”. В своей предшествующей жизни он был очень старательным, держась внешних форм Закона, будучи, как он сказал, “фарисеем, сыном фарисея”. Однако он пренебрег духом Закона – милосердием и справедливостью. В своей усердности к Закону он энергично преследовал тех, кто был в согласии с Богом. Поэтому он был грешником, который не осознавал, что совершает зло. Но его грех был обличен Господом через Ананию, который упрекнул Савла и призвал его признать свои грехи и омыть их крещением.
Это приводит нас к размышлениям, каким образом крещение могло омыть грехи. Св. Писание показывает, что в случае язычников не существует крещения, которое омывает грехи. Все мы, бывшие язычниками, омыли свои грехи, но не водой, а через веру в Господа Иисуса Христа. Для нас крещение означает что-то другое, чем омытие грехов, каким было Иоанново крещение, а именно: погребение, внедрение в Тело Христа, Церковь.
Однако это не означает, что св. Павел и другие иудеи не вошли надлежащим образом в Христа. Все иудеи крестились “в Моисея в облаке и в море”. Моисей был посредником для всего Израильского народа, находясь между Богом и людьми. Благодаря этому Бог вступил в завет с ними, а Израиль вступил в завет с Богом, заявляя, что он будет держаться всех Его заповедей. В течение Иудейского века некоторые держались этих заповедей без какого-либо их серьезного нарушения. Верим, что среди них были и апостолы. Они жили хорошей, честной, справедливой жизнью, в согласии с Господом – насколько были способны это делать в то время.
Другие, приходящие к Иисусу, понимали, что они – грешники, но они покаялись. Помним, что это было главной целью плана Отца, когда Он посылал Иоанна Крестителя. Иоанн учил иудеев, что Мессия должен вскоре прийти к ним, и все желающие найтись в согласии с Царством, которое Он будет проповедовать, должны следить за тем, чтобы быть в согласии с Законом. Некоторые не имели в чем раскаиваться или омывать что-то крещением. Однако многие, понимавшие, что они неверны своему завету с Богом, крестились в воде, символически омывая совершенные ими грехи. Этот чин покаяния приводил их обратно к благословению и милости их Завета Закона. И хотя кровь тельцов и козлов, пролитая согласно Закону, в действительности не устраняла грех, однако эти жертвы, должным образом принятые верою, держали людей в отношениях Завета с Богом. Похожим образом никакое водное крещение не могло освободить от греха, однако оно возвращало их к полной гармонии с Божьим распоряжением для Израиля.
Поэтому иудеи, понимавшие, что они не в ладах с Богом, пользовались случаем быть крещенными Иоанном. Символически омывая свои грехи в воде, они публично заявляли, что отныне они намереваются жить в согласии с Божьим Законом. Другие, религиозные предводители, вели себя лицемерно. Они были уверены, что если Бог задумал благословить всякого из Своего народа во время пришествия Мессии, то будет благословить и тех, которые удержались в согласии с Его законом, – их самих. Книжники, фарисеи и законоучители того времени, как и саддукеи, несерьезно относились к деятельности Иоанна. Иисус сказал, что это из-за того, что они не желали покаяться и омыть свои грехи, не желали признать, что у них есть грехи, которые полагается омыть. Поэтому, если они не приняли Иоанна, то и не были готовы принять Того, для Кого Иоанн был предтечей, Кто пришел действительно устранить грех, отдавая Свою жизнь жертвой за грех.
Язычники не могли через покаяние вернуться к единству с Законом Моисея, так как они никогда не были под этим Законом. Моисей был образом на Христа. Поскольку все иудеи крестились в Моисея, то когда Иисус занял место Моисея, крещение в Моисея было признано крещением в Христа для всех принявших Иисуса как Мессию. Как сказал апостол (Деян. 3: 22): “Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем”. Таким пророком, как Моисей, был Христос, только намного большим: похожим в том, что Ему предстояло быть Представителем Бога перед “всеми”, перед миром человечества, как Моисей был Его представителем перед всем народом Израиля.
Каждый иудей, находившийся в правильных отношениях с Богом через Моисея, был приведен к Христу благодаря проявлению веры, и был во Христе как только признал Христа в качестве противообразного Моисея и осознал, что его крещение в Моисея образно означало крещение в большего Противообразного Моисея. Ссылаясь на образное отношение Израиля к Христу, апостол Павел говорит, что когда они пили из ударенной Скалы, то “пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и скала эта была Христос” (Жив. Поток). Они пили из нее образно. Поэтому, когда в свое время верные из Израиля приняли Мессию верою, они умерли для этих образных отношений и с тех пор действительно пили из духовной Скалы – Иисуса Христа. Они пришли к жизненно важному единству с Мессией.
Крещение в отпущение грехов больше не имеет силы для иудеев, потому что их возможность закончилась – путь, которым они могли иметь преимущество перед язычниками. Теперь нет условия, на каком иудеи имели бы преимущество войти в Христа каким-либо более легким путем, чем имеет кто-либо из другой нации или народа. За пять дней до распятия Христа иудеи как народ были оставлены до времени, пока не исполнится их “вдвойне”, их немилость (см. “Исследование Священного Писания”, том 2, стр. 216-228). Мы признаем также, что особенная милость даже для отдельных иудеев закончилась через три с половиной года после Креста, по окончании их семидесятой седьмины, как предсказал пророк Даниил (Дан. 9: 24-27; см. “Исследование Священного Писания”, том 2, стр. 63-71).
Апостол объясняет (Рим. 11: 1-36), что хотя израильтяне были естественными ветвями маслины, для которой Завет Авраама был корнем, а Господь Иисус Христос – символическим стволом, наступило время, когда многие из этих ветвей были отломаны. Отломанную ветку нельзя было восстановить другим способом, чем тот, которым могла быть привита дикая ветка. Когда апостол говорил об этом в Послании к Церкви в Риме, эти ветки уже были отломаны. Следовательно, всякого иудея, приходящего к Христу, следовало привить так же, как язычника. Он не имел никакого преимущества.
Отметим случай с ефесянами, упомянутый в Деяниях Апостолов (19: 1-41). Аполлос проповедовал в Ефесе и крестил двенадцать братьев. Но Аполлос в то время еще не был ясно проинформирован, какая разница между крещением иудеев и крещением язычников; поэтому он крестил их Иоанновым крещением, которое было для отпущения грехов иудеев, совершенных против их Закона, включая более поздний грех отвержения и распятия Мессии. Но Бог не признал это крещение язычников. Язычники никогда не были в отношениях Завета с Ним.
Когда св. Павел пришел в Ефес и понял, что они не имели никаких даров Духа, общих в то время для всех верующих, он спросил, какое крещение они получили. Они ответили: “Иоанново крещение”. Тогда он потребовал, чтобы они крестились снова, во имя Господа Иисуса Христа. Это привело их к полному единству с Богом, как было с остальными учениками. Возможно, Господь позволил эту ошибку для того, чтобы апостолы могли яснее понять вопрос, и чтобы истина об этом могла дойти до нас. Все это дает нам ясное понимание, каким аккуратным является Бог во всех Своих действиях. Есть определенный способ, которым мы можем прийти к отношениям завета с Господом, и Он настаивает на признании условий, которые должны быть соблюдены.
Иудейский народ был отломан от милости и общности с Богом на длительное время, на период немилости, который равнялся предыдущему периоду милости для них – 1845 лет, как было показано нами в “Исследованиях Священного Писания”. Иудеи отрезаны от первоначальной маслины. Но Бог “силен опять привить их”, дает понять апостол. Таким образом, в Евангельском веке иудей имел ту же привилегию войти в Тело Христа, что и язычник. Факт, что кто-то является иудеем, не препятствует ему войти в радость всех привилегий христиан из числа язычников. Единственным препятствием этому является большая бездна предубеждения и неправильного представления о Боге.
Иудейский народ был лишен божественной милости до тех пор, “пока войдет полное [число] язычников”. Мы верим, что “полное [число]” сейчас близко к завершению. Св. Павел говорит, что иудеи, Израиль по плоти, будут восстановлены к Божьей милости. “Они теперь непослушны для помилования вас [Евангельской Церкви], чтобы и сами они были помилованы”, – убеждает он. Они будут приведены обратно благодаря служению прославленной Церкви. Как народ они не сумели воспользоваться привилегиями Евангельского века, чтобы избавиться от грехов через принятие Христа; но иудеи вернутся к милости в самых благоприятных условиях, когда будет установлен новый порядок вещей – когда, благодаря применению заслуги Своей жертвы, Христос совершит примирение за весь мир. Это будет включать грехи иудеев. Их “вдвойне” немилости закончилось, как мы понимаем, весной 1878 года. С тех пор Божья милость постепенно проявляется к иудеям и будет продолжать возрастать до их полного восстановления, хотя их наказание еще полностью не закончилось.
При инаугурации нового века благословений буквальному Израилю будет отведено особое место и привилегия, “ибо дары и призвание Божие непреложны”. Мы видим также, как еще другим путем эта особая привилегия придет к ним. Закон в той или иной степени являлся ограничением для них как народа в их ежедневной жизни. Тем не менее они так или иначе были преданны Богу, Который изолировал их от других народов. Однако эта особая привилегия превосходства в Мессианском Царстве будет предоставлена не тем, кто иудей по крови, а тем, кто будет верен Закону и пророкам – кто является иудеем в сердце, а не только внешне. Все другие – просто язычники (Рим. 2: 28, 29).
Земная часть царства будет состоять из Древних Достойных, живших в века, предшествовавшие первому пришествию нашего Господа. Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, еврейские пророки и другие верные лица будут у власти как “князья по всей земле” (Пс. 44: 17). Ортодоксальные иудеи будут более, чем любые другие люди, готовы немедленно получить благословение новой эпохи. Поэтому они будут иметь первое благословение – не по причине склонности Бога проявлять милость к этим людям, а благодаря факту, что Он заключил завет с ними, как с потомками верного Авраама.
У нас нет повода думать, что крещение будут практиковать в новой эпохе. Мы не имеем ни одного стиха, который говорил бы, что оно будет введено. Однако не было бы ничего удивительного в том, если бы оно было возобновлено, потому что крещение является очень красивым символом посвящения Богу, полного предоставления своей жизни служению Ему. Оно может быть введено как символ очищения от греха или как символ посвящения. Но о том, чего мы не знаем, лучше не дискутировать. Мы действительно знаем, что Церковь крестилась в Христа, будучи крещенной в Его смерть, и для христиан крещение является символом смерти. Но оно не всегда должно быть символом смерти. Этот замечательный образ может быть преобразован, чтобы означать крещение в семью Христа, как проявление принятия новым Отцом, в отличие от прежнего отца, Адама, – поднятие к новой жизни через Господа Иисуса Христа. Нас не удивит, если будет именно так, но было бы неразумным заниматься домыслами. Лучше оставить то, что неясно, пока Господь не откроет его полностью.
Крещение было названо Иоанновым по той причине, что Иоанн был первым, кто использовал крещение. Он, как предтеча Христа, употребил его, чтобы выполнить труд приготовления. Не только Иоанн и его ученики, но и Иисус и Его ученики практиковали такое крещение среди иудеев (Иоан. 4: 1-3). Этот обряд призывал раскаяться в грехе и прийти к согласию с Мессией, Которого вскоре ожидали. Было очень важно, чтобы Иисус был признан великим Помазанником, ведь хотя Иоанново крещение было с целью привести иудеев обратно к согласию с Моисеем, к гармонии с Законом, тем не менее оно должно было приготовить их к принятию Мессии.
Крещение иудеев после Пятидесятницы было таким же – в отпущение грехов. Кроме того, в дополнение к их грехам неверности, они обвинялись в распятии Начальника Жизни. Многие из них признали свою вину, когда осознали содеянное. Они увидели, что весь народ был виновен в том, что люди сделали через своих правителей, первосвященника, священников, Синедрион, книжников, фарисеев и законоучителей.
Те иудеи, которые сокрушались в своем сердце, открыто спрашивали, что им делать, чтобы избежать осуждения, павшего на весь народ. Св. Петр ответил: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа”. Частично смягчая их грех распятия Мессии, он сказал: “Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению”, “ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы” (Деян. 2: 37, 38; 3: 13-15, 17; 1 Кор. 2: 8). Он напомнил, что они – дети обетований, и как израильтяне имеют первоочередное право на устройство, которое Бог сделал через Своего Помазанного Сына; что оно должно прийти к ним в первую очередь; что их покаяние принесет им прощение и отпущение грехов.
Однако апостол не говорил о новом погружении в Тело Христа, которое имело отношение лишь к язычникам, потому что язычники не могли быть приняты таким же способом: через отпущение грехов и возвращение к Божьей милости под распоряжением иудейского Закона, которому они никогда не были подчинены. Язычники никогда не согрешили против Закона, потому их нельзя было трактовать как иудеев.
Затем возникает вопрос: Было ли Иоанново крещение христианским крещением? Если нет, то когда христиане начали креститься христианским крещением? Отвечаем, что Иоанново крещение не было христианским крещением, а лишь крещением в очищение грехов, как нами было показано. Немногие из крещенных Иоанном знали что-либо о Христе. Следовательно, оно не могло быть христианским крещением. Однако для иудеев, принимавших его, оно было равносильным христианскому крещению, потому что через возвращение в Моисея и признание Христа как противообразного Моисея они таким образом были переставлены в Христа после Пятидесятницы.
Но христианское крещение для язычников было чем-то новым. Оно символизировало привитие ветвей дикой маслины к израильскому масличному дереву. Оно было погружением чужестранцев в Тело Мессии, отчего они становились с иудеями сочленами двенадцати колен духовного Израиля, общее число которого 144 000 – двенадцать тысяч из каждого колена (Отк. 2: 9; 3: 9; 7: 1-8; 14: 1-5). Взятые из язычников, ветви дикой маслины были привиты к хорошей маслине, дополняя число, недостающее для укомплектования этого Тела Христа.
Некоторые друзья, кажется, сомневаются относительно того, правильно ли практиковать водное крещение после 1-го октября в 1914 г., и если да, то какие слова должно употреблять лицо, прислуживающее при погружении кандидата, особенно, если тот лишь недавно совершил посвящение.
На это отвечаем: во-первых, когда точно закончится членство в Теле Христа мы не можем установить с определенностью. До сего времени мы можем быть уверены, что каждый представляющий себя установленным путем является приемлемым. Во-вторых, те, которые теперь представляют себя для погружения, сделали полное посвящение раньше; они могут символично показывать свое посвящение, сделанное пять, десять или двадцать лет тому назад. В-третьих, даже если бы мы были уверены, что Тело Христа теперь завершено, мы не видим повода, почему посвящение Богу не может быть символически представлено водным крещением, потому что этот обряд изображает подчинение и погребение собственной воли в воле Господа, а это правильный путь для каждого. Мы не можем себе представить другого пути для всех в Тысячелетнем веке. Разница будет в том, что тогда Господь примет их не к изменению природы, а к Своей милости под реституционными привилегиями той эпохи – поднятию к совершенству человеческой природы на земле.
Пришедшие к гармонии с Божьим устройством для мира в течение Тысячелетия, которое сегодня рассветает, должны быть детьми Христа, и о Нем сказано как об их “Отце вечности” – их Жизнедателе. Он не является Отцом Евангельской Церкви, а их Старшим Братом. Они – дети Бога. Жизнь, которая будет дана миру, будет земной жизнью – той, какую Иисус отдал за них. В 1 Кор., гл. 15, о них говорится как о тех, которые Его, которые станут Его во время тысячи лет Его присутствия.
Общий перевод 23-го стиха нечеток. Его нужно читать: “Каждый в своем порядке: помазанный Начаток, потом Христовы в Его присутствие”, – в течение Его Parousia, тысячи лет царствования Христа. “А затем конец, когда Он [Христос] предаст Царство Богу и Отцу”, “да будет Бог все во всем” (стихи 24-28). Весь восстановленный мир будет принадлежать к общей семье Христа. Иисус, Жених, и Церковь, Его Невеста, будут иметь восстановленную человеческую семью как своих детей на земном уровне существования. Человечество станет детьми Христа через посвящение себя. Волей Отца для них будет не духовная природа, а человеческая реституция ко всему потерянному в Адаме.
Из этого следует, что в настоящее время не надо делать никаких изменений ни в символическом крещении, ни в словах, употребляемых при этом. Мы думаем, что это – соответствующая иллюстрация посвящения Богу и Его службе на любом уровне жизни, на котором кто-то может провести вечность, – духовном или земном.