Все знакомы с тем, что в наших Библиях мы имеем послания, письма, написанные разными апостолами: св. Павлом, св. Петром, св. Иоанном, св. Иаковом, св. Иудой. Но, возможно, немногие слышали о послании Христа. Св. Павел говорит нам, что оно было написано в его дни. Он рассказывает о его написании, о том, как это происходило, и заявляет, что он был одним из орудий, использованных Господом для написания этого послания. Вот его слова:“Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше [написано нами], написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца” (2 Кор. 3: 3).
Как замечательно и поэтически выражена здесь мысль! Это похвала как апостолу, верному Господнему слуге, так и Господнему народу в Коринфе, и соответствует высказыванию апостола в другом месте: “Ибо мы – Его[Бога] творение” (Еф. 2: 10). Везде, где бы ни был настоящий христианин – не только духовно зачатый, но и духовно развитый по подобию характера Спасителя в повиновении, доброте, терпеливости, долготерпению, братской доброжелательности и любви – мы имеем доказательство силы Бога выполнять в нем хотение и действие по Своему благоволению – не принудительно, а содействуя его воле. И везде, где есть Церковь, экклесиа , класс исследователей Библии, которые показывают, что эти доказательства Господнего святого Духа работают в них и развивают их, мы имеем послание Христа, возвещающее и показывающее добродетели Того, Кто призвал нас из тьмы в Свой дивный свет.
В контексте апостол представляет ту же мысль несколько иными словами, называя настоящий Господний народ живым посланием, “узнаваемым и читаемым всеми человеками” (2 Кор 3: 2). Библия бесценна, незаменима. Да, есть книги, которые действительно полезны в объяснении Библии; да, есть песенники и брошюры. Все они показывают добродетели Господа и помогают, указывая правильное направление в мире тем, которые ощупью ищут Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли. Но наилучшее послание (даже ценнее, чем Библия, чтобы достичь человеческих сердец) – это жизнь настоящего христианина, нового творения в Христе Иисусе, для которого “древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5: 17).
И еще, в предыдущем письме св. Павел резко критикует Церковь в Коринфе за ее небрежность относительно надлежащего критерия нравственности. Однако апостол убеждает нас, что его слова упрека сделали много добра, помогая Церкви покаяться перед Богом, и доказали, что они были для нее очень полезные. Да, в Своем провидении Бог обернул во благо им ошибку, сделанную этими последователями Учителя, используя для этого верных и отважных апостолов, которые дали надлежащий упрек должным, любящим образом.
То, что вдохновленным образом было сказано о церкви в Коринфе, касается Господнего народа также сегодня. И мы можем допустить, что верные свидетели, живые послания, были в течение всего Евангельского века. Однако мы особенно заинтересованы нынешними условиями. Для редактора, всех пилигримов и всех братьев старейшин в Церкви св. Павел является благородным примером верности и преданности. Он не проповедовал себя и не говорил убедительных слов человеческой мудрости и лжеименной науки (1 Кор. 2: 1-5; 1 Тим. 6: 20). Отдавшись Господней службе и не ища собственной славы, а выполняя Господнюю волю, апостол становился все более способным и квалифицированным служителем, слугой Господа. Господь все больше использовал его для представления славного послания Божьей любви, открытой в великом божественном плане веков.
Верность св. Павла явлена нам словами: “Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед [к тому, что находится в обещаниях Божьего Слова], стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Фил. 3: 13, 14). Вот тайна силы апостола. Вот причина, почему Господь через Своего святого Духа так часто и так эффективно использовал его с тех пор для благословения Церкви – через потоки истины, которые вытекали из его посланий.
Какую усердность имел апостол! Прислушаемся к его словам: “Горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9: 16). Это не значит, что он проповедовал Евангелие из страха перед мучениями после смерти. Нет, он чувствовал, что не может быть доволен, если не выполнит всего, что в его силах, для проповедования тем (кто “имеет уши слышать”) послания Божьей благодати, сосредоточенной во Христе Иисусе. Так было, когда он отдавал свое время исключительно для проповедования. Так было, когда он, чтобы обеспечить себя, был вынужден некоторое время делать палатки, одновременно проповедуя по вечерам, по праздникам и во время работы. Было так, когда он проповедовал с особенной свободой, будучи узником в Риме. Так или иначе, под Божьим провидением св. Павел везде был готов и рад проповедовать “великую радость” всем, кто имел уши слышать.
Таким должен быть дух не только пилигримов, старейшин Церкви Христа, но и дух каждого ее члена, потому что в широком смысле каждый из нас привилегирован быть служителем, слугой, который пишет послание Божьей благодати в сердцах других.
Однако не следует забывать о том, что мы не будем знать как писать в сердцах других то, чего еще не написали в собственных сердцах. Поэтому уместна большая осторожность в выборе старейшин, чтобы найти тех, которые уже имеют в своих сердцах писание Господа и которые под руководством святого Духа будут компетентными помощниками для написания Господнего характера-подобия в сердцах младших братьев.
Что же это за послание, что же это за письмо, написанное в наших сердцах святым Духом благодаря различным орудиям? Может это знание хронологии? Или разгадка образов и теней? А может это умение раскалывать твердые теологические орехи понимаемых по-разному отрывков Священного Писания? Или может быть это знание истории иудеев, истории мира, истории церкви? Или это понимание и восприятие разных заветов прошлого, настоящего и будущего? Нет, ничто из этого.
Каждая из этих тем имеет большее или меньшее значение и в большей или меньшей мере используется Господом в связи с написанием, которое должно быть произведено в сердцах Его народа. Но написание послания Христа – это что-то другое, это написание, начертание характера-подобия Учителя в сердцах Его народа: Его повиновения, Его доброты, Его терпеливости, долготерпения, братской доброжелательности, Его любви, Его радости, Его мира.
Мы можем иметь все знание относительно хронологии и истории, можем ссылаться на любой стих из Библии, а также цитировать его, однако может оказаться, что послание Христа не написано в нашем сердце. Это – послание, о котором апостол Петр говорит: “Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха [не будете безразличными, бездеятельными] и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа”, – потому что знание займет подобающее ему место. Таким образом, с этими характеристиками Учителя, глубоко начертанными на наших сердцах, “откроется нам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (2 Пет. 1: 8, 11).
Три больших лекции, требующиеся от тех, кому предстоит быть наследниками царства, это: (1) Должное, полное оценивание справедливости, а также проявление этого оценивания справедливости в старании подчиняться требованиям золотого правила – любить своего ближнего, как себя самого. (2) Следующая лекция – это лекция любви, сочувствия, жалости, милосердия. Какими требовательными мы бы не были к себе, к нашим мыслям, словам и поступкам, мы не должны этого требовать от других, а должны быть готовыми брать от них то, что они хотят дать – как это делал наш Спаситель. Это будет означать (3) страдание с Христом, общность в Его страданиях. Это будет означать усвоение ценных уроков, чтобы приспособить и приготовить нас к деятельности как царей, священников и судей вместе с нашим Господом в Его приходящем царстве.
Св. Павел подчеркивал, насколько важно иметь характер Христа, вычеканенный на наших сердцах, когда написал, что Божье предвидение в том, что все, которые будут Церковью в славе, должны быть копиями Его дорогого Сына – должны иметь послание Христа, написанное в их сердцах (Рим. 8: 28-30). Не важно, как несовершенны их тела или как несовершенно достижение ими идеалов, в любом случае эти идеалы должны быть в согласии с божественным критерием. И они должны быть в таком согласии с этими идеалами, чтобы радостно страдать ради их достижения.