“Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему” (Римлянам 1: 16).
Ранней весной 60-го года н.э. центурион Юлий и его воины из отдела Августа отправились другим кораблем с Мальты в Рим, взяв с собой св. Павла и других узников. Апостола сопровождали Лука и Аристарх. Путешествие, которое прошло без особых приключений, закончилось высадкой на берег в Неаполитанском заливе, в Путеол, морском причале Рима – острове длиной сто пятьдесят миль. Здесь они ожидали еще семь дней, пока центурион не получил приказ из Рима о том, что делать с узниками.
Эта задержка дала св. Павлу возможность встретиться с небольшой группой христиан, которые проживали в Путеол. Здесь он, конечно же, воспользовался случаем отправить несколько слов христианам в Риме, которым передал, что хочет увидеться с ними и что Господь обещал ему, что они встретятся. Путешествие в Рим продолжалось пешком. По пути апостол был подбодрен проявлениями христианской любви братьев. Некоторые из них встретили его на Аппиевой площади, сорок три мили от Рима; с другой группой посланных братьев он встретился у Трех Гостиниц, что за тридцать миль от этого большого города.
Многие известные полководцы проходили этой дорогой со своим войском в императорский город, чтобы принять почести и аплодисменты. Но немногие проповедники удостаивались таких больших почестей, какие сопровождали св. Павла. Путешествие в Рим и обратно было для одной группы братьев дорогой в шестьдесят миль пути, а для другой – в восемьдесят шесть миль. Запись говорит, что благодаря этим проявлениям любви и заинтересованности апостол познал истинный дух братства, который господствовал между христианами в Риме. Братья, очевидно, отправлялись в путь для своего собственного подкрепления и радости, не осознавая при этом, что апостол нуждался именно в таком проявлении их любви.
Комментируя вышесказанное, один талантливый писатель говорит: “Мы нередко забываем, что великие люди часто очень одиноки; и хотя мы не решаемся говорить им доброжелательные слова, однако благодарные слова за то, что они сделали, подбадривают каждого, кто получает больше критики, чем похвалы. Несколько дней тому назад один редактор показал мне письмо, которое он получил недавно от того, кого считают самым одаренным человеком в американском народе, с благодарностью за любезные слова из последней передовицы. Мой друг сказал, что он сначала был поражен, что такой великий человек обратил внимание на сказанное им, но потом понял ценность доброжелательного признания даже самых великих и самых мудрых людей”.
То, что против св. Павла не было выдвинуто никаких обвинений в плохом характере, и что центурион, который его держал под стражей в течение путешествия, стал его другом, было достаточной причиной, чтобы апостола не воспринимали как обычного узника, но позволили жить в нанятом им доме под присмотром воина, к которому он был прикован легкой цепью. Хотя ему не позволялось идти туда, куда он хочет, он мог принимать друзей и других, которые обращались к нему.
Трудно оценить, сколько во всем этом было Божественного провидения. Воин, охранявший его, менялся каждых несколько часов, поэтому апостол мог общаться по меньшей мере с шестью из них ежедневно. Вот так постепенно он ближе познакомился почти со всей императорской стражей, и многие из них смогли ближе познать христианское учение и христианский пример. Считают, что через этих воинов Евангельское Послание было занесено во Францию, Германию и Великобританию. Действительно, “Бог действует удивительными путями!”
Св. Павел наверное имел какие-то финансовые средства. Говорят, что перед этим он получил наследство. Священное Писание намекает, что Феликс держал его узником в Кесарии с надеждой получить взятку за его освобождение, очевидно, зная нечто о средствах, имеющихся у св. Павла.
Господний слуга не медлил воспользоваться данными ему Богом привилегиями. Он не знал, когда они могут быть отняты, поэтому, прежде всего, встретился с христианскими братьями. Но еще третьего дня после своего прибытия в Рим он послал за иудейскими предводителями и начальниками синагог, потому что в то время в императорском городе было семь синагог. Он стремился передать им из первых рук новость, почему он здесь и почему он узник. После этого он пожелал проповедовать им Евангелие Христа.
Иудейские предводители приняли приглашение и посетили апостола. Очевидно, что они сделали это охотно по нескольким причинам. Во-первых, иудеи в Риме были подвержены преследованиям, какие три года тому назад заставили Акилу и Прискиллу оставить город. Сейчас эти преследования немного ослабли, однако по-прежнему держали сердца иудеев в более смиренном состоянии, чем могло быть в ином случае. Во-вторых, иудеи, наверное, интересовались своими соотечественниками в беде и особенно теми, кого, как они заметили, римская власть трактовала особенным образом – давала большую свободу, какую имел св. Павел.
Безусловно, во всем этом было Господнее провидение, и особенная форма ограничения апостола лишь способствовала делу, которое он представлял. Иудеи остерегались поднимать мятеж против того, кто, хоть был узником, однако был трактован с большим вниманием, кто был под непосредственным присмотром воина и бунт против которого означал для них прямую ответственность перед Юлием, судя по всему, префектом Претории – “военачальником”.
Св. Павел объяснил своим гостям, что хотя он является узником по вине иудеев Палестины, он не был неверен своему народу или его обычаям. В римском суде его признали невиновным, но ради его собственной безопасности заставили явиться перед императора. Даже в то время он не выдвигал никаких обвинений в адрес своих соотечественников. Св. Павел сказал, что он рад изложить им благую весть, что давно ожидаемый Мессия, на котором основывались надежды иудеев, пришел.
Обратите внимание на мудрость апостола в представлении дела. Он не только не проявил недоброжелательности к тем, кто был причиной его заключения, но сказал своим слушателям, что терпит заключение за свою верность Израилю и его надежде. Доброжелательность часто порождает доброжелательность. Иудейские предводители ответили в самых благосклонных выражениях, что они не имеют ничего против апостола и будут рады выслушать его историю из его собственных уст. При этом они признали, что имеют определенное предубеждение к учениям, которые он защищает, потому что их достигли нелестные слухи о христианстве – “что об этом учении везде спорят”.
В назначенный день иудеи пришли послушать послание апостола. С утра до вечера он цитировал, объяснял и представлял из Закона и Пророков, что Иисус есть Мессия; что сейчас Он собирает Духовное Семя Авраама, чтобы оно было Его Царством; что когда этот класс Царства будет укомплектован и прославлен в Первом Воскресении, начнется дело, порученное Семени Авраама, – благословение всех колен земли (Гал. 3: 8, 16, 29).
Наверное апостол также рассказал о безупречности жизни и учений нашего Господа и представил факты в доказательство Его воскресения из мертвых. Наверное он свидетельствовал о том, что Господь уже не является человеком, но славным духовным существом, присутствие которого, как видел сам св. Павел, было ярче солнца в полдень. Наверное он также обратил внимание на Высокий Призыв Церкви и объяснил, что эта возможность стать Духовным Израилем была дана, прежде всего, Израилю по плоти; и что язычники, по словам пророков, призваны, чтобы дополнить избранное число, предусмотренное Богом для этой славы. Наверное он показал, что этот Призыв предполагает страдания, жертву и самоотречение со стороны тех, кто стремится иметь удел в славе Небесного Царства, когда оно будет установлено при Втором Пришествии Мессии и воскресении единственно подлинной Церкви (Рим. 8: 28-30, 17-19).
Когда некоторые из его аудитории отрицали Мессию, св. Павел попытался повлиять на них или хотя бы на верующих, цитируя слова пророка Исаии (6: 9, 10) и показывая, что Бог заранее знал и предсказал, что большинство иудеев отвергнет Послание, когда оно придет к ним. Наш Господь сказал: “Слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите”. Апостол не был ответственным за влияние Истины на его слушателей. Искренне стремясь сделать им добро, он сделал все, что от него зависело, чтобы представить Истину мудро. Следовательно, ответственность лежит на слушателях, а не на св. Павле, не на Господе.
Апостол не имел в виду, что глухие к Евангелию будут подвержены вечным мучениям. Они потеряют большое благословение – замечательную привилегию стать наследниками Божьими и сонаследниками с Иисусом Христом Искупителем в Его Тысячелетнем Царстве. Они потеряют удел со святыми в славном труде поднятия человечества, который будет проводиться в то время. Они потеряют привилегию, так как недостойны ее. Вот почему они оказались слепыми к Истине. Если позволить видеть, слышать и понимать Евангельское Послание тем, кто этого не заслуживает, их ответственность возрастет и, возможно, выполнение Божественных замыслов натолкнется на определенные препятствия.
Одни иудейские предводители поверили Посланию св. Павла, другие – нет. Так бывает всегда. Истина исследует, познает и отделяет сердца. Господняя цель в том, чтобы Истина привлекла лишь один класс – чистых сердцем, “подлинно израильтян”. Она отделяет и оставляет позади тех, кто не находится в правильном состоянии сердца и руководствуются самолюбием даже в своей религиозной жизни. Не все готовы к Настоящей Истине. Некоторые, благородные и доброжелательные, во многом имеют предубеждение ума или сердца, и это мешает им принять Благую Весть. Другим мешает любовь к сектам, партиям, с которыми они себя отождествляют и учения которых неминуемо противоречат Истине по причине неправды, которую они в себе заключают. Еще другие имеют боязнь пред людьми, которая ставит сеть, – боязнь непопулярности, а также осознание того, что верность Евангелию Христа будет означать самопожертвование, отказ от собственной воли.
Сегодня, как когда-то, Господь употребляет такого рода испытания, чтобы отделить пшеницу от плевел, золото от изгари. Мы не можем надеяться, что Он будет делать по-другому. Поэтому наши молитвы и наши стремления должны быть в направлении полной честности перед Господом, перед братьями и перед Его Истиной: любовь к Истине должна превышать все иное. О классе, который не устоит в этом времени испытания, Господь говорит, что Он пошлет ему действие заблуждения, чтобы тот поверил лжи, поскольку не принял Истину в ее любви (2 Фес. 2: 10, 11).
Почти два года св. Павел оставался в таких условиях, проповедуя Царство Бога и объясняя, как его можно получить в настоящее время, став членами Избранного Малого Стада, Невесты Христа, и как оно (установленное Царство) будет в Тысячелетии благословить всю землю. Он учил, что все это зависело от Господа Иисуса Христа и Его жертвы; что без искупления, которое в Христе Иисусе, невозможно удаление грехов, невозможна вечная жизнь, невозможен класс Царства на духовном уровне, а только вечное уничтожение (Деян. 3: 23).
На этом рассказ о деятельности св. Павла заканчивается. По преданию, через два года он был освобожден; потом он снова посетил Церкви Малой Азии и пошел в Испанию. Через некоторое время он вернулся в Рим как узник без помилования. Проведя некоторое время в Мамертинской тюрьме – ужасном подземелье, – он погиб как мученик. Предание также гласит, что его римское гражданство спасло его от распятия, и вместо этого его обезглавили. Кафедральный собор св. Павла в Риме, говорят, был построен вблизи места его казни.