“Посмотрите на полевые лилии, как они растут” (Матфея 6: 28).
В течение Своего земного служения Учитель дал много различных уроков, которые никогда не стареют. Для настоящего ученика Христа они всегда новые, всегда свежие. Учил ли Он на берегу моря, на горе или у дороги, когда путешествовал и разговаривал со Своими Двенадцатью избранными, Его слова мудрости и благодати приходят к нам полные содержания, пульсирующие жизнью, наполненные силой и мощью, подбадривая, поддерживая и благословляя наши сердца.
Используя слова, к которым мы обращаемся, наш Господь, по Своему обычаю, взял иллюстрацию из того, что было близко всем Его слушателям. Божья забота о лилиях выглядела подобающим напоминанием о Его большой опеке над Его народом, о Его безграничной Мудрости, Силе и Любви. Тот, Кто настолько внимательно позаботился об одежде простого цветка (распустившегося, чтобы завянуть на следующий день), что его наряд более величествен, чем царские одеяния Соломона, наверное, позаботится об одежде тех, кто полагается на Него!
Без сомнения, многое из того, что наш Господь говорил иудеям, не было сказано язычникам, потому что язычники в то время находились под общим проклятием и осуждением. Весь мир был отчужден от Бога. Только народ Израиля через Завет Закона, заключенный на Горе Синай, был приведен обратно к родству с Богом по Завету. Отсюда все слова, обращенные к ним. Придя к родству с Богом, они получили Его обетования. Все должно было стать для них благословением – скот, поля; Господь все благословил, если они были Ему верны. Поэтому наш Господь, если следовать этой мысли, призывал сынов Израиля больше доверять Богу, больше полагаться на Того, Кто избрал их как Свой особый народ.
Мы, наподобие Учителя, также должны делать четкую разницу между теми, кого можем утешить и убедить в Божьей опеке, и всеми другими. Мы должны помнить, что одни вошли в Его семью, а другие – нет! Что одни имеют Его обетования, а другие – нет. Мы не должны обманывать других, давая им понять, что они имеют право претендовать на обетования, которые никогда не были им даны. Пожалуй, мы сделаем им больше добра, если укажем на то, что эти обетования имеют условия – что они лишь для тех, кто заключает завет с Господом под особым распоряжением, открытым в Евангельском веке. Для христианина этот урок непреклонной веры в Бога и доверия к Нему очень важный, и усвоение его свидетельствует о значительном росте в благодати и знании в духе любви, который изгоняет всякий страх. Это означает пребывание рядом с Богом, общность с Ним, которой не могут иметь не усвоившие этот урок.
Для людей, к которым обычно обращался Учитель, обеспечение жизненных потребностей было крайне важным. Среди Его слушателей редко находились богатые. Обычно это были нищие, а нищим в Палестине и в других странах Востока очень трудно было получить еду, одежду и т. п. Сегодня во многих частях света, и особенно в Индии, есть люди, которые почти всегда ложатся спать голодными. Для таких людей жизненные потребности имеют очень существенное значение.
Наш Господь Иисус показал, что так было и в Его времена; что для большинства людей важным был вопрос: “Что мы будем есть и что мы будем пить, и во что мы будем одеваться?” Они были обеспокоены и даже удручены. “Всего этого ищут язычники”, – говорил Учитель. Цель их жизни – получить еду и одежду. Таков предмет их молитв. И даже иудеи, хотя считали себя народом Бога, не научились искренне полагаться на Него, а преимущественно искали материальное, стремясь к земной наживе больше, чем к истинным сокровищам. Наш Господь говорил, что Его ученики должны понимать, что Бог знает, в чем они нуждаются, еще прежде, чем они попросят, и должны полностью довольствоваться тем, что Бог предоставляет им из насущных потребностей. Иисус хотел заверить их, что Бог будет так присматривать за их интересами, что у них не будем никакого недостатка в том, что действительно хорошее и необходимое для них.
Приведя иллюстрацию из природы: “Посмотрите на полевые лилии”, – наш Господь, кажется, стремился привить большой урок. Это было убедительное напоминание, что то, что имеет отношение к Царству, имеет первостепенное значение, и если они будут искать это в первую очередь, то могут быть уверены, что получат все самое необходимое из земных вещей.
Что же мы должны видеть в лилиях? “Как они растут!” Что это означает? Иисус отвечает: “Ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них”. Это означает, что лилии растут очень рационально: они развивают в себе изящество и красоту, они украшены одеждами обворожительности, не прикладывая при этом сверхъестественных, необычных усилий или стараний. Они не беспокоятся о росте. Лилия не просыпается утром и не говорит: “Интересно, смогу ли я вырасти сегодня еще на четверть дюйма? Смогу ли я расти так же быстро и выглядеть так же красиво, как та лилия? Интересно, что думают обо мне люди?”. Она просто усваивает то, что может впитать из земли и атмосферы, что Бог приготовил для нее. Она не говорит: “Я думаю пойти в другое место, так как не могу здесь расти”, но делает то лучшее, что может, где бы она не была.
Ясно, что лилии Палестины, о которых говорил наш Господь, не были теми цветками, какие мы обычно называем лилиями, а растениями какого-то другого семейства, более разнообразного, и росли, насколько мы можем судить, повсюду. Те, кто знаком с цветами Палестины, указывают на обычный красноватый цветок, который, по их мнению, и есть “полевая лилия”.
Следовательно, урок для нас, Новых Творений, в том, что с тех пор, как мы отдали наши сердца Господу, мы не должны тревожиться, беспокоиться о вещах нынешней жизни. Мы также не должны слишком беспокоиться о нашем духовном росте. Мы просто должны делать все от нас зависящее и доверить свой рост Ему. Но мы должны быть особо заняты тем, что Бог обещал нам как Новым Творениям во Христе, чтобы мы могли сделать твердым наше звание и избрание и прийти к славе, которую наш Отец приготовил для любящих Его. Учитель убеждает нас, что если мы посвятим наше внимание этим вещам, Небесный Отец будет так заботиться о наших делах, что у нас не будет недостатка в самом необходимом – духовном и земном. Он подаст те духовные и преходящие благословения, в которых мы нуждаемся как духовно зачатые дети Бога, чтобы закончить наш путь с радостью.
Мы не должны расценивать слова нашего Господа так, будто нам следует пренебрегать нашими жизненными обязанностями; будто Он хочет, чтобы мы трудились или пряли не больше, чем лилии, чтобы мы не работали своими руками и умом ради заботы о нашей семье, доме и т. п. Конечно, нет! Все это нам прививает Божье Слово. Он только внушает нам мысль, что если мы поступаем в полную меру наших сил согласно окружению и условиям, какими Бог обеспечил нас, мы не должны беспокоиться. Мы, как лилии, должны быть свободными от непосильных забот, полностью довольными, должны с верой поднимать глаза к нашему Небесному Отцу, ожидая и принимая Его провиденциальную заботу и руководство над всеми нашими делами и интересами.
Бог знает все наши обстоятельства. Если требуется пересадить нас в другое место, на другую почву, где наша новая природа может лучше расти и развиваться, или где наши умеренные, ежедневные потребности могут лучше удовлетворяться, Он может это устроить. Он знает, что хорошо и что лучше всего для нас в земных и духовных делах. Наше дело – искать Его руководства, не пытаться принимать бразды правления в свои руки и не делать вывод, что Господь никогда не изменит наших условий и т. п. Если будет наилучшим для нас, чтобы они изменились, Он изменит их, если мы доверяем Ему. И, бесспорно, если мы – Его дети, то Его воля для нас – не искать своего! Мы должны быть совершенно спокойными в любых условиях и обстоятельствах, в которых находимся, имея спокойствие в уме: “Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Матф. 6: 8).
Но не будет ли большим испытанием веры и выносливости, если условия нашей жизни окажутся болезненными и труднопереносимыми? Такое возможно. Но если некоторое время Господнее провидение не предлагает пути избавления, можем быть уверены, что это испытание окажется одним из “всего”, что будет содействовать нам ко благу, если мы охотно подчинимся Его воле и будем ждать, что Он укажет другой путь и посчитает его самым лучшим. Поэтому давайте, как лилии, которые Он насадил, цвести во славу нашего небесного Господина.
Когда Иисус говорит, что мы должны просить: “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день”, – это не означает, что следует высказывать предпочтения относительно насущных вещей. Мы не должны говорить, что именно больше всего нравится нашему вкусу, но должны оставить это Ему. Следует только признать, что мы зависимы от Него в жизненных потребностях, что мы обращаемся к Нему, ожидаем Его провидения и примем все, что Его мудрость посчитает правильным для нас исходя из указаний Его Слова.
Поэтому, мы идем вперед, ежедневно возрастая, счастливые и довольные в Боге, готовясь к Царству, потому что христиане, которые не могут научиться доверять Богу сегодня, в существующих условиях, по-видимому, не будут способными научиться этому уроку в других условиях. Действительно, нынешние условия особенно полезны для тех, кто хотел бы развивать доверие, зависимость от Господа. Мы видим, что в этом отношении нищие имеют преимущество над богатыми. И наш Господь обращался словами нашего стиха к тем, которые, подобно полевым лилиям, были нищими. Все замечательные обетования Учителя, Его уроки мудрости, утешения и наставления даны нищим духом, осознающим собственную беспомощность, стремящимся иметь отдых и мир, которые может дать лишь Иисус. Поэтому они приходят к Нему за этим отдыхом.