“И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее;” (Бытия 24: 67).
Когда мы говорим об Аврааме, Исааке и других как образах, мы не должны под этим понимать, что библейские истории о них являются выдумкой. Человек (вещь) является образом в том случае, если Священное Писание показывает (в добавление к реальным событиям), что он изображает и иллюстрирует в малом масштабе человека (вещь) в будущем. Например, Адам в некоторых отношениях, как глава рода, был образом Мессии, второго Адама. Первый Адам, отец нашего рода, не смог принести желанную вечную жизнь. В Божьем провидении Мессия должен быть вторым Адамом в том смысле, что Он возродит, как Своих детей, все потомство первого Адама. О Мессии в пророчестве сказано как о Вечном Отце человечества – Отце, Жизнедателе, Который даст нашему роду вечную жизнь вместо унаследованных слабостей, несовершенства и смерти.
Похожим образом Моисей был не только подлинным лицом, вождем народа Израиля, но и образом большего Посредника – Мессии. Как Моисей посредничал Завету Закона для Израиля, так Мессия, Пророк наподобие Моисея, его противообраз (Деян. 3: 22), должен быть Посредником Нового Завета Израиля, под которым благословения Авраама станут уделом этого народа и через него всех племен земли (Иер. 31: 31).
Похоже Аарон был образом более возвышенного священства и его лучших жертв, связанных с Новым Заветом. Также священники и левиты, в добавок к тому, что они испытали сами, послужили в Божьем провидении образами более возвышенных институций, посредством которых вскоре будет введен Новый Завет.
В настоящее время обратим наше внимание на Авраама, названного в Священном Писании Другом Бога, Отцом Верующих, а также на его сына Исаака, сына обетования, рожденного необычным, чудесным образом, когда его мать была преклонных лет. Также поговорим о жене Исаака, Ревекке, которую Авраам избрал, чтобы та была спутницей и сонаследницей с его сыном в его наследстве. Эти персонажи прожили свою жизнь, совершенно не догадываясь о том, что Бог употреблял их и руководил их делами с целью сделать их пророческими иллюстрациями Его собственного великого Плана Веков. Эти образы-картины всегда следует воспринимать в полном согласии с вдохновленными писаниями Библии и никогда не думать, что они ей противоречат.
Однако не все, что делал Авраам, следует считать образным. В целом этот великий человек прошлого вырисовывается перед нами как монумент веры, честности и справедливости. Благословения, которые, как обещано, должны прийти через него для его Семени, отчего он станет отцом многих народов, делают его, как обращает на это внимание св. Павел, образом Всемогущего, от Которого проистекает всякое доброе даяние и совершенный дар – от Которого исходят благословения, которые окончательно прольются через Мессию, Его Сына, и через Израиль, Его народ, на все племена земли (Рим. 4: 16-25; Гал. 3: 8, 16, 29).
Все христиане, по-видимому, знакомы с объяснением св. Павла, что Авраам и его семья были образами. Авраам образно представлял Бога, а его жена – Завет, и благодаря жизненности этого обетования окончательно наступит развитие Семени Обетования – Исаака как образа, и Мессии как противообраза. Св. Павел также объясняет, что служанка Сарры, Агарь, по желанию Сарры некоторое время была вместо нее в Авраамом и родила Измаила. Агарь, объясняет св. Павел, образно представляла Завет Закона, оживленный милостивыми распоряжениями того же Бога, Отца. Сын Агари, в буквальном смысле первенец Авраама, образно представлял иудейский народ, первым получивший развитие под упомянутым Заветом (Гал. 4: 22-31).
Как Авраам любил Измаила и желал благословения для него, так Бог любил Израиль и желал благословения для Израиля, потомка Завета Закона. Однако, как Измаил, потомок служанки, не был признан главным наследником обетования Авраама, а второстепенным, так и сыны Израиля, потомки Завета Закона, не предполагались как Духовный Мессия, через Которого, как утверждало обетование, должны в первую очередь прийти благословения. В образе, знаем, Сарра, жена Авраама, представлявшая первоначальный Завет Авраама, родила своего сына, Исаака, спустя много лет после того, как служанка, которая ее заменяла, родила Измаила. Когда родился Исаак, Сарра прогнала Измаила и больше не считала его своим сыном, а, вместо этого, передала все Исааку. Противообраз заключается в том, что с тех пор, как Бог положил начало развитию Духовного Израиля и установил “Завет при Жертве”, через который будет развит духовный Израиль, стало понятным, что главная часть Божьего обетования благословить мир должна исполниться не через семя Измаила – буквальный Израиль, а через Семя Исаака – Духовный Израиль.
С самого начала наметилась борьба за Авраамово благословение. Как Измаил высмеивал малого Исаака, так иудей, достаточно развитый и сильный, высмеивал противообразного Исаака – Иисуса и Его малообразованных и некнижных последователей, и преследовал их. Чтобы продолжить образ – чтобы Авраам мог образно представлять Бога, – ему было велено изгнать Агарь и ее сына в пустыню. Это изгнание образно представляло Божественную немилость, постигшую иудеев восемнадцать столетий тому назад и лишившую их благосклонности Бога, как Агарь и Измаил были удалены от лица Авраама, от семьи и лишены опеки. Хлеб и вода, которые Агарь взяла с собой и которыми она и Измаил некоторое время питались в пустыне, образно представляет Божьи обетования посредством Закона и пророков. Они по-прежнему принадлежат иудею; он в течение восемнадцати столетий питался ими, и без них надежда народа погибла бы.
Теперь мы перейдем к ужасному моменту, описанному в Быт. 21: 15-19. Вода, которую Авраам дал им в дорогу, закончилась. Найти другую не было возможности. Измаил умирал. Агарь, мать, оставила его. Вдруг перед ней появился Господний ангел и сказал, где находится источник воды, который вдохнул в нее и Измаила новую жизнь. Противообраз этого мы видим перед собой. Иудейский народ, уходя все дальше от Закона и Пророков, становится слабым и беспомощным в своей надежде. Они вот-вот умрут! Но нет! В эту критическую минуту Господь милостиво обращает их внимание на колодец Воды Жизни. Как вода спасла Измаила от смерти, так народ Израиля, образно показанный в нем, вскоре должен понять в Божьем провидении, что его удел в Завете Авраама является земным, а не Небесным, не духовным. Они должны вскоре освежиться и войти на новый путь. Однако этот путь не будет свидетельствовать о том, что они измаильтяне, или что их Новый Завет символически показан в Агари, Старом Закона Закона. Нет, теперь они показаны в другом образе.
Если вначале наши друзья иудеи были склонны чувствовать разочарование от того, что они представлены в Измаиле (через Завет Агари, завет рабства Закону), а не в Исааке (чтобы быть свободными от Закона), то теперь они получили утешение. Их утешение в том, что Исаак образно представлял Мессию, а Израиль показан как народ, для которого Мессия будет посредником Нового Завета. Мессия должен быть духовным, чтобы передать большие благословения, показанные в Завете, заключенном с Авраамом. Народ Израиля никогда не надеялся быть духовным и не имел такого обетования в Библии. Иудеи получат именно то, на что всегда надеялись, – земное величие, честь быть избранным народом, через который благословения Нового Завета будут открыты всему человечеству.
Как уже упоминалось, Исаак, сын Авраама, образно представлял славного Мессию, Божьего Сына и Наследника всех обетований – Единственного, через Кого можно получить вечную жизнь и реституцию к совершенству, которое позволит Израилю и миру выполнять Божественный Закон совершенным образом и заслужить Божий дар, вечную жизнь на основе своего Нового Завета Закона с помощью и через великого Посредника – Мессию.
В свое время Авраам послал доверенного слугу Елиезера (образ Святого Духа), чтобы найти невесту для своего сына Исаака. Елиезер не мог идти неизвестно куда. Ему было велено идти только туда, где было семейство Авраама. Это говорит о том, что никто не может быть призван стать Невестой Мессии, кто уже не находится в единстве с Богом через веру, повиновение и оправдание. Когда слуга нашел Ревекку, он вложил на нее украшения, объяснил ей и ее родственникам суть своей миссии и спросил, готова ли она пойти с ним и стать невестой Исаака. Он сказал: “Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим.. Он отдал [Исаку] все, что у него”.
Вот так большие Божьи богатства проиллюстрированы в Аврааме, а также факт, что Мессия является Его Сыном и Наследником всех Божьих обетований – Тем, через кого Израиль и все человечество получит благословение. Ревекка тотчас согласилась и была обручена с женихом, которого не видела, и спешно отправилась со слугой к Исааку. Когда ее родственники прощались с ней, они пожелали ей благословения словами: “Да родятся от тебя тысячи тысяч” (Быт. 24: 60). Читаем, что “встала Ревекка и служанки ее [девицы, прислуга], и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком [Елиезером]”.
Здесь мы обнаруживаем (в соответствии с другими стихами Священного Писания) картину Евангельского века и его дела приведения к Мессии особого класса Невесты, состоящего из святых. Первыми из этих святых были некоторые из иудейского народа, как о том говорит Божественное Правило: “во-первых, иудею”. Этот класс Невесты выбирался из каждого народа, племени и языка, однако вместе он будет только малым стадом: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” – духовное, невидимое Царство Мессии, сонаследование с Ним на Его престоле, а не земное Царство, которое обещано Израилю (Еф. 2: 12-17).
Другие стихи показывают нам, что среди этих святых будет два класса. Немногочисленные, особо преданные, будут составлять класс Невесты. Не столь отважные для Истины и праведности, которых больше, будут ее спутницами, служанками, так же как девы сопровождали Ревекку. Оба класса особо упомянуты в Священном Писании (Пс. 44), где читаем о Невесте Мессии и Царице. В своем воскресении к славе она показана как Царица в одежде, шитой офирским золотом. Эта слава представляет Божественную природу, которая будет ей дана, а искусное шитье представляет ее славную праведность, украшенную плодами Святого Духа. Псалмист рассказывает, что ее приведут перед лицо великого Царя Иеговы, а затем добавляет, что девы, подруги, сопровождавшие ее, также будут приведены к Царю, что показывает, что всегда будет существовать разница между рангами на духовном уровне.
Эти два класса изображены в Законе как священники и левиты. Класс Невесты представлен священниками благодаря их готовности жертвовать земным уделом в пользу небесного.
Мы не должны отождествлять класс Невесты с номинальными христианскими церквями наших дней, так же как не следует отождествлять апостолов с иудейской церковью тех дней. Апостолы были немногими избранными; похоже все члены Церкви весь этот век были немногими избранными из номинального большинства. “Господь знает Своих” (ВоП). Истинная Церковь избиралась не только из двенадцати колен Израиля, но также из каждого народа, племени и языка, кого бы не позвал Господь, Бог наш (2 Тим. 2: 19).
Ревекка, оставляя дом своего отца, образно показывала личное посвящение каждого, кто, ведомый Духом, принимает Божественное приглашение к сонаследованию с Христом. Первые украшения, данные Ревекке, когда она впервые услышала предложение и пригласила слугу в дом, представляют самые первые благословения, полученные верующими. Следующие украшения, полученные ею, когда она решила идти к Исааку и стать его женой, представляют благословения Святого Духа, которые приходят к полностью посвященным, – тем, кто решил следовать за Иисусом узким путем в Царство под руководством Святого Духа.
В конце своего путешествия она оказалась в присутствии Исаака, тотчас сошла с верблюда и покрыла лицо накидкой. Это образно показывает факт, что Церковь, испытав изменение в Первом Воскресении и оказавшись в присутствии Небесного Жениха, больше не будет нуждаться в руководстве Святого Духа через Писание. Эта часть образа, конечно, еще принадлежит к будущему. Священное Писание, однако же, показывает, и внешние обстоятельства подтверждают факт, что время этой славной перемены уже рядом.
Исаак сразу принял Ревекку и взял ее в палатку своей матери. Сарра уже умерла, и Ревекка стала ее преемницей. Вот так замечательно показан факт, что как только Невеста Мессии будет укомплектована на уровне славы, Завет Сарры придет к завершению, и его место, как пути благословения, займет прославленная Церковь. Тогда исполнится пророческое благословение ее родни: “Да родятся от тебя тысячи тысяч”. Эти миллиарды представляют мир человечества, который будет возрожден, то есть получит новую жизнь от великого Мессии во время тысячи лет Его царствования как Посредника Нового Завета. Мессия возродит, а Его Невеста будет кормить, наставлять, поддерживать все человечество под Новым Заветом, потому что упомянутый противообразный Исаак и Его Невеста будут посредничать для Израиля, а через Израиль для мира, в Новом Завете реституционных благословений (Деян. 3: 19-21). “И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные” – касается, как объясняет св. Павел, прежде всего, Мессии и Его Церкви в славе, когда эти жертвы будут в прошлом и духовная природа станет приобретением как награда за жертву (Гал. 3: 16, 29).
Кто первый примет Мессию и придет к согласию с праведными законами Его невидимого Царства, тот первый получит благословение. В этом деле не будет никакой пристрастности, потому что “Бог нелицеприятен”. Но иудеи, учитывая свое прошлое, земные надежды и доверие к Закону и Пророкам, будут первыми среди народов, кто примет новый порядок вещей и присоединится к нему. Они первыми получат благословение, и через них эти благословения распространятся на все человечество (Деян. 10: 34). Поэтому, воздавая благодарность Богу за славные перспективы того славного времени, которое близко, давайте, дорогие друзья, сделаем наше звание и избрание к членству в Теле Невесты Христа твердым.