[219]
ГЛАВА XII
ОБЪЯСНЕНИЕ ДИАГРАММЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЛАН ВЕКОВ
ВЕКА – ЖАТВЫ – УРОВНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО И УСЛОВНОГО МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ – ПУТЬ НАШЕГО ГОСПОДА ИИСУСА – ПУТЬ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ – ТРИ КЛАССА В НОМИНАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ – ОТДЕЛЕНИЕ В ЖАТВЕ – ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПОМАЗАННОГО КЛАССА – КЛАСС ВЕЛИКОЙ СКОРБИ – СЖИГАНИЕ ПЛЕВЕЛ – БЛАГОСЛОВЕНИЕ МИРА – СЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце этого тома прилагается диаграмма, представляющая Божий план спасения мира. С ее помощью мы попытались визуально помочь уму (посредством глаз) понять нечто из последовательного характера Божьего плана, а также последовательные шаги, которые должны быть сделаны всеми, кто когда-либо достигнет полного “изменения” от человеческой к божественной природе.
Во-первых, мы имеем начертание трех больших эпох – А, В, С. Первая из них (А) продолжалась от создания человека до потопа. Вторая (В) – от потопа до начала Тысячелетнего царствования Христа в Его втором пришествии. И третья эпоха, или “Эпоха Полноты Времен”, (С), продолжается от начала царствования Христа и простирается в “грядущие века” (Еф. 1: 10; 2:7). Эти три больших эпохи часто упоминаются в Священном Писании: А названа “тогдашним миром”; В наш Господь назвал “веком сим”, Павел – “настоящим лукавым веком”, а Петр – “нынешним” миром. С названа “веком будущим”, в котором “обитает правда”, – в противовес нынешнему злому веку. Сегодня господствует зло, и страдают праведные, тогда как в будущем веке все будет наоборот: господствовать будет праведность, а страдать будут лиходеи, пока окончательно зло не будет уничтожено.
[220] В каждом из этих больших периодов, эпох, “веков”, Божий план относительно людей имеет отличительные и отдельно взятые особенности, при этом каждый из них – лишь часть одного большого плана, который после завершения продемонстрирует божественную мудрость, хотя эти части, если их рассматривать отдельно, не могут показать глубины их замысла. Поскольку первый “мир” (“небеса и земля”, порядок вещей) миновал в потопе, это, по-видимому, был другой порядок, чем в “настоящем лукавом веке”, князем которого, по словам нашего Господа, является сатана. Следовательно, князь настоящего лукавого века не был князем мира, который был до потопа, хотя и не был в то время без влияния. Несколько стихов Священного Писания проливают свет на Божью деятельность в том времени, тем самым позволяя более ясно вникнуть в Его план в целом. Из них следует, что первый “мир”, эпоха перед потопом, был под надзором и особенным служением “ангелов”, которым было позволено попробовать, что они могут сделать для поднятия падшего и испорченного рода. Без сомнения, имея Божье позволение, они стремились попытаться это сделать, ведь их заинтересованность проявилась еще тогда, когда они пели и восклицали от радости, видя дело творения (Иов. 38: 7). О том, что ангелам было позволено стать правителями, хотя и безуспешными, той первой эпохи, не только свидетельствуют все ссылки на этот период, но к такому выводу можно логично прийти на основе замечания апостола, который, сравнивая нынешнюю эпоху с прошлой и будущей, говорит (Евр. 2: 5): “Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную”. Нет, тот мир должен быть под контролем Господа Иисуса и Его сонаследников. Значит, это будет не только более справедливое правление, чем в “настоящем лукавом веке”, но и более успешное, чем в первом мире, эпохе, под служением “ангелов”, чья неспособность исправить человечество очевидна из [221] факта, что человеческая безнравственность стала такой большой, что Бог в Своем гневе и праведном возмущении уничтожил в потопе весь род, живущий в то время, за исключением восьми человек (Быт. 7: 13).
В “настоящем лукавом веке” человеку дано попробовать руководить самим собой, но по причине грехопадения он находится под контролем сатаны, “князя мира сего”, с тайными кознями и интригами которого он напрасно боролся в своих усилиях руководить в течение долгого периода от потопа до настоящего времени. Эта попытка человека господствовать под влиянием сатаны должна закончиться в наибольшем времени скорби, который мир когда-любо познал. Так будет доказана тщетность не только попыток ангелов спасти человечество, но и собственных усилий человека достичь удовлетворительных условий.
Вторая из этих больших эпох (В) состоит из трех разных веков, каждый из которых, как следующий шаг, ведет вверх и вперед в Божьем плане.
Век D был временем, в котором Бог имел особенные отношения с такими патриархами как Авраам, Исаак, Иаков.
Век Е – это Иудейский век, то есть период после смерти Иакова, в котором все его потомки Бог считал предметом Своей особой опеки – “Его народом”. К ним Он проявлял Свои особенные милости, сказав: “Только вас признал Я [наделил милостью] из всех племен земли” (Ам. 3: 2). Как народ, они были образом Христианской Церкви, “народа святого, людей, взятых в удел”. Данные им обещания были образом “лучших” обещаний, данных нам. Их путешествие пустыней в землю обетованную было образом нашего путешествия пустыней греха в небесный Ханаан. Их жертвы оправдывали их образно, а не действительно, потому что кровь тельцов и козлов не могла никогда упразднить грех (Евр. 10: 4). Но в Евангельском веке (F) мы имеем “лучшие [222] жертвы”, которые осуществляют примирение за грехи всего мира. Мы имеем “царственное священство”, состоящее из тех, кто представляет себя Богу в “жертву живую”, святую и приемлемую через Иисуса Христа, Главу, “Первосвященника исповедания нашего” (Евр. 3: 1). В Евангельском веке мы видим реалии, для которых Иудейский век, его служения и обряды были только тенью (Евр. 10: 1).
Евангельский век (F) является периодом, в котором из мира призывается тело Христа. Через веру ему показан венец жизни, а также чрезвычайно великие и драгоценные обещания, благодаря которым они могут (путем повиновения призыву и его требованиям) стать причастниками божественной природы (2 Пет. 1: 4). Зло все еще имеет позволение господствовать, руководить миром, чтобы они, соприкасаясь с ним, были испытаны и показали, есть ли в них желание отдать человеческую природу с ее привилегиями и благословениями в жертву живую, сообразуясь смерти Иисуса, чтобы считаться достойными найтись в Его подобии в воскресении (Пс. 16: 15).
Третья большая эпоха, (С), должна состоять из многих веков – “грядущих веков”. Первый из них – век Тысячелетия, (G), – единственный, о котором мы имеем определенную информацию. Это тысяча лет, в течение которых Христос будет царствовать и благословлять все племена земли, проводя “совершение [реституцию] всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Деян. 3: 19-21). В течение того века грех и смерть будут навеки упразднены, “Ибо Ему [Христу] надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть” – Адамова смерть (1 Кор. 15: 25, 26). Это будет период большого восстановления. Вместе с Иисусом Христом будет царствовать Церковь, Его Невеста, Его тело, как Он обещал: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я [223] победил и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Отк. 3: 21).
“Грядущие Века”, (Н), после большого периода переустройства должны быть веками совершенства, блаженства и счастья, но об их деятельности Священное Писание умалчивает. Достаточно того, что мы знаем, что это будут века славы и благословения под божественной милостью.
Каждая из этих эпох имеет свое четко обозначенное время для начала и развития своей деятельности, и каждая заканчивается жатвой, показывающей свои плоды. Жатва при завершении Иудейского века была периодом сорока лет и длилась от начала миссии Иисуса, когда Бог помазал Его Духом (Деян. 10: 37, 38) в 29 году н. э., до разрушения Иерусалима в 70 году н. э. В этой жатве закончился Иудейский и начался Евангельский век. Как показано на диаграмме, эти эпохи захватывают друг друга.
В известной степени Иудейский век закончился тогда, когда в конце трех с половиной лет Своей миссии Господь отверг этот народ, говоря: “Се, оставляется вам дом ваш пуст” (Матф. 23: 38). Но после этого еще в течение трех с половиной лет им была оказана милость через сосредоточение на них Евангельского призыва на основе пророческого высказывания (Дан. 9: 24-27) о семидесяти седьминах (годах) милости к ним. Посредине последней из них Мессии надлежало быть погубленным (умереть), но не за Себя. “Христос умер [не за Себя, но] за грехи наши”, прекратив, тем самым, жертву и приношение в половине седьмины, за три с половиной года до окончания семидесяти назначенных седьмин милости для иудеев. Когда была дана настоящая жертва, образные жертвы, понятно, не могли уже признаваться Иеговой.
Следовательно, в более полном смысле Иудейский век завершился вместе с окончанием семидесятой седьмины – трех с половиной [224] лет после креста, – после которой Евангелие начато проповедовать также язычникам, начиная с Корнилия (Деян. 10: 45). Это завершило их век – если говорить о Божьей милости и признании иудейской церкви. Их национальное существование прекратилось в последовавшем за этим великом времени скорби. В том периоде Иудейской жатвы берет свое начало Евангельский век. Целью этого века является призыв, развитие и испытание “Христа Божия” – Главы и тела. Это эпоха Духа, потому будет правильно сказать, что Евангельский век начался помазанием Иисуса “Духом Святым и силою” (Деян. 10: 38; Лук. 3: 22; 4: 1, 18) при Его крещении. Относительно Церкви, Его тела, этот век начался три с половиной года позже.
“Жатва” представляет собой завершающий период Евангельского века, в котором два века снова частично накладываются друг на друга – заканчивается Евангельский век и начинается век Реституции, или Тысячелетие. Евангельский век заканчивается поэтапно, как заканчивался его образ, “тень” – Иудейский век. Как там первые семь лет жатвы были особо посвящены делу в Израиле и для Израиля по плоти и были годами милости, так и здесь мы находим похожие семь лет, имеющие такое же отношение к Евангельской Церкви. После них следует период скорби (“огонь”) для мира, как наказание за беззаконие и приготовление к господству праведности, о чем будет сказано позже.
СТЕЗЯ К СЛАВЕ
Каждая буква, K, L, M, N, P, R, представляет отдельный уровень. N – уровень совершенной человеческой природы. На этом уровне находился Адам до того как согрешил. Но с момента непослушания он опустился на уровень растления, греха, R, на котором рождаются все его потомки. Это отвечает “Широкому Пути”, который ведет [225] к погибели. Р представляет уровень образного оправдания, достигаемого жертвами Закона. Это не было действительное совершенство, потому что “закон ничего не довел до совершенства” (Евр. 7: 19).
N представляет не только уровень человеческого совершенства, однажды занимаемый совершенным человеком, Адамом, но и положение всех оправданных лиц. “Христос умер за грехи наши, по Писанию”, отчего все верующие в Христа – все, принимающие совершенное и завершенное дело Того, Кто их оправдывает, – через веру считаются Богом оправданными, якобы совершенными людьми, будто они никогда не были грешниками. Следовательно, с Божьей точки зрения все принимающие Христа как своего Искупителя условно находятся на уровне человеческого совершенства (N). Только так человек может приблизиться к Богу или иметь с Ним какую-нибудь общность. Всех на этом уровне Бог называет сынами – человеческими сынами. Таким сыном был Адам (Лук. 3: 38), имевший общность перед своим непослушанием. Все, принимающие завершенное выкупное дело нашего Господа Иисуса, воспринимаются, считаются восстановленными к начальной чистоте, отчего они имеют общность, единство с Богом.
В Евангельском веке Бог сделал особенное предложение оправданным человеческим существам, говоря, что на определенных условиях они могут испытать изменение природы, могут перестать быть земными человеческими существами и стать небесными, духовными наподобие Христа, их Искупителя. Некоторые верующие – оправданные – довольствуются радостью и покоем от веры в прощение их грехов, и не слушают голоса, который зовет их подняться выше. Другие, тронутые любовью Бога, показанной в выкупе с греха, и чувствуя, что они не принадлежат себе, а куплены ценою, спрашивают: “Господи! что повелишь мне делать?” Таким Господь отвечает через Павла: “Итак умоляю вас, братия, [226] милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего” (Рим. 12: 1). Что же имеет в виду апостол, убеждая отдавать себя в жертву живую? Он имеет в виду то, что мы должны посвятить для службы Богу все те силы и способности, которыми мы владеем, чтобы с тех пор жить не для себя, не для друзей, не для семьи, не для мира или чего-то еще, а жить для Того и верно служить Тому, Кто купил нас Своей драгоценной кровью.
Но учитывая то, что Бог не примет несовершенной образной жертвы, жертвы с изъянами, а все мы стали грешниками через Адама, то можем ли мы быть приемлемой жертвой? Павел объясняет, что мы являемся приемлемой жертвой лишь потому, что мы святы. Мы не такие святые, как Иисус, Который был без греха, потому что мы принадлежим к осужденному роду, и мы приняты не потому, будто нам полностью удалось достичь совершенства в поведении, ведь мы не считаем, что мы достигли того совершенства, к которому призваны, но мы имеем это сокровище в (хрупких, протекающих) земных сосудах, чтобы слава нашего конечного совершенства была признана как следствие Божьей милости, а не наших собственных возможностей. Но наша святость и принятие нас Богом в качестве жертвы вытекает из того, что Бог оправдал нас даром от всякого греха через нашу веру в жертву Христа за нас.
Оценивающие это звание и отвечающие на него, радуются, что они признаны достойными переносить надругательства ради имени Христа, и смотрят не на видимое, а на невидимое – на “венец жизни”, на “награду высшего Божьего призвания во Христе Иисусе” (Живой Пер.), на “славу, которая откроется в нас”. С момента посвящения Богу они больше не считаются людьми, но теми, кто зачат от Бога через слово истины, – не человеческими, а духовными детьми. Теперь они на шаг ближе к награде, чем тогда, когда уверовали впервые. Но их духовное существо пока еще несовершенно: они только зачаты и еще не [227] рождены от Духа. Они являются духовными детьми в зародыше, на уровне М – уровне духовного зачатия. Будучи зачатыми от Духа, они уже не считаются человеческими, а духовными, потому что человеческую природу, которая принадлежала им когда-то, которая была оправдана, они отдали (посчитали мертвой) в жертву живую, святую, приемлемую для Бога и принятую Им. Они теперь – новые творения в Христе Иисусе: древнее (человеческие надежды, воля, амбиции) прошло, теперь все новое, потому что “вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас” (2 Кор. 5: 17; Рим. 8: 9). Если вы зачаты от Духа, то “вы [как человеческие существа] умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге”.
Уровень L представляет состояние совершенного духовного существования. Но прежде чем достичь уровня L, обязательно выполнить условия нашего завета. Одно – заключить завет с Богом, что мы будем мертвыми для всего человеческого, и совсем другое – продолжать выполнять этот завет в течение всей нашей земной карьеры, держа наше тело “смиренным” (мертвым), оставляя нашу волю в стороне и выполняя лишь волю Господа. Переход на уровень L назван рождением, то есть полным обретением жизни духовного существа. На этот уровень вся Церковь перейдет, когда будет собрана (выбрана) из мира во время “жатвы”, в конце Евангельского века. “Мертвые во Христе воскреснут прежде”. Тогда мы, кто жив, кто остался, будем изменены в одно мгновение – станем совершенными духовными существами, имея тела, подобные славному телу Христа (“Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление”). Когда придет совершенное, тогда частичное (состояние зачатия с разными препятствиями со стороны плоти, которым сегодня мы подвержены), минует.
Но должен быть сделан еще один шаг – за пределы совершенства духовного существа, к “последующей за ними славе”, к уровню К. Мы говорим здесь не о личной славе, а о славе власти, положения. Достижение уровня L [228] приносит полноту личной славы, славное существование наподобие Христа. Но после того, как мы будем так усовершенствованы и станем полностью подобными нашему Господу и Главе, мы должны соединиться с Ним в “славе” власти и положения – должны сесть с Ним на Его престоле, как Он сел после того как был усовершенствован в воскресении, превознесен одесную Величества на высоте. Так мы войдем в вечную славу, на уровень К.
Теперь внимательно рассмотрим рисунок и обратим внимание на то, как он иллюстрирует различные черты Божьего плана. В этих иллюстрациях мы воспользуемся фигурой пирамиды, чтобы представить совершенство, потому что она подходит для этого, и на нее есть очевидная ссылка в Священном Писании.
Адам был совершенным существом – пирамида а. Заметьте ее расположение – уровень N, который представляет человеческое совершенство. На уровне R, уровне греха, несовершенства, уровне растления, находится пирамида без верха – b, незавершенная фигура, представляющая падшего Адама и его потомство, испорченное, грешное и осужденное.
Авраам и другие тех дней, оправданные к общности с Богом благодаря вере, показаны в пирамиде (с)на уровне N. Авраам был членом испорченного человеческого рода и по природе принадлежал с остальным человечеством к уровню R. Но Павел говорит нам, что Авраам был оправдан верою, то есть Бог считал его безгрешным и совершенным человеком благодаря его вере. В Божьих глазах это подняло его над миром испорченных, грешных людей к уровню N. И хотя в действительности он по-прежнему был несовершенным, к нему была проявлена милость, которую потерял Адам, – общность с Богом как “друг” (Иак. 2: 23). Все находящиеся на совершенном (безгрешном) уровне N являются друзьями Бога, а Он их другом. Но грешники (на уровне R) живут во вражде с Богом – “враги по расположению к злым делам”.
После потопа весь человеческий род, представленный фигурой d, дальше находился на уровне R – дальше был полон вражды, и будет там до [229] тех пор, пока не будет выбрана Евангельская Церковь и не начнется Тысячелетний век.
“Израиль по плоти” в течение Иудейского века, когда образные жертвы тельцов и козлов очищали его (не буквально, а образно, “ибо закон ничего не довел до совершенства” (Евр. 7: 19)), был образно оправдан, и благодаря этому он (е) находится на уровне Р, уровне образного оправдания, которое продолжалось со времени, когда был дан Закон на горе Синай, до тех пор, пока Иисус не положил конец Закону, пригвоздив его ко кресту. Здесь образное оправдание закончилось установлением “лучших жертв” (чем иудейские образы), которые действительно “берут грех мира” и “могут сделать [действительно] совершенными приходящих” (Евр. 10: 1).
Фигура f иллюстрирует огонь испытаний и скорби, через который прошел Израиль по плоти в то время, когда присутствовал Иисус, когда Он сеял этот народ и выбирал из его номинальной церкви пшеницу, “подлинно израильтян”, и особенно тогда, когда (после отделения пшеницы) Он “солому [отвергнутую часть той системы] сжег огнем неугасимым”. Это было время скорби, предотвратить которое они были не в силах (смотрите Лук. 3: 17, 21, 22; 1 Фес. 2: 16).
Иисус в возрасте тридцати лет был совершенным зрелым человеком (g). Он оставил славу духовного состояния и стал человеком, чтобы (по благодати Божьей) смерть вкусить за каждого человека. Справедливость Божьего Закона абсолютна: око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь. Необходимо было, чтобы совершенный человек умер за человечество, потому что никаким другим способом требования справедливости не могли быть удовлетворены. Смерть ангела не могла возместить наказание и освободить человека, как и не могла смерть “тельцов и козлов”, “ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи”. Следовательно, Тот, Кто назван “началом создания Божия”, сделался человеком, “стал плотию”, чтобы дать выкуп (соответствующую цену), который искупил бы человечество. Иисусу следовало [230] быть совершенным человеком, иначе Он сделал бы не больше, чем любой другой член падшего рода, чтобы заплатить цену. Он был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”. Иисус принял тот же вид, то же подобие, какие имеют грешники, – “подобие плоти греховной”, человеческое подобие. Но Он принял это подобие в его совершенстве: Он не изведал его греха и не имел удела в его несовершенстве, а добровольно делил боль и горе некоторых во время Своего служения, принимая на себя их страдания и немощи, когда отдавал им Свои жизненные силы, здоровье и крепость. Написано, что “Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни” (Ис. 53: 4), и “от Него исходила сила [жизни, жизненные силы, энергия] и исцеляла всех” (Мар. 5: 30; Лук. 6: 19; Матф. 8: 16, 17)
Став подобием как (совершенный) человек, Он смирил Себя и был послушным до самой смерти. Представляя Себя Богу, Он сказал: “Вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже”, – символизируя это посвящение крещением в воде. Когда Он предстал таким образом, посвятил Свое существо, Его жертва была святой (чистой), приемлемой для Бога, Который засвидетельствовал Его принятие, наполнив Иисуса Своим Духом и силой, когда на Него снизошел Святой Дух, помазывая Его.
Это наполнение Духом было зачатием к новой природе – божественной природе, – которой предстояло в полной мере развиться, то есть родиться, когда Он закончил жертвование – жертву человеческой природы. Это зачатие было шагом вверх от человеческих условий и показано пирамидой h на уровне М – уровне духовного зачатия. На этом уровне Иисус провел три с половиной года Своей жизни, пока Его человеческое существование не закончилось на кресте. Тогда, пробыв три дня мертвым, Он был поднят к жизни – к совершенству духовного существа (і, уровень L), был рожден от Духа – “первенец из мертвых”. “Рожденное от Духа есть дух”. Поэтому Иисус во время Своего воскресения и [231] после него был духом – духовным существом, – и ни в коем смысле уже не был человеческим существом.
Да, после Своего воскресения Он имел силу появляться и действительно появлялся как человек, чтобы учить Своих учеников и доказать им, что Он уже не мертв. Но Он уже не был человеком и больше не подлежал человеческим условиям, а мог пойти и прийти как ветер (даже при закрытых дверях), и никто не мог сказать, откуда Он пришел или куда ушел. “Так бывает со всяким, рожденным от Духа”(Иоан. 3: 8. Сравните 20: 19, 26).
С момента Его посвящения на жертву (во время Его крещения) человеческое было признано мертвым, и новая природа получила свое начало, довершение которой состоялось при воскресении, когда Господь достиг совершенного духовного уровня L – был поднят в духовном теле.
Спустя сорок дней после Своего воскресения Иисус взошел к величию на высоте – к уровню божественной славы К (пирамида k). Во время Евангельского века Он был в славе (l), “воссел одесную престола” с Отцом Своим, был Главою над Своей Церковью на земле как ее руководитель и наставник. Весь этот Евангельский век Церковь находилась в процессе развития, наставления и испытания, чтобы в конце, в жатве этого века, стать Его невестой и сонаследницей. Она принимает участие в Его страданиях, чтобы также быть прославленной с Ним (уровень К), когда придет соответствующее время.
Шаги Церкви к славе такие же, как шаги ее Вождя и Господа, Который “оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его”, при том, что Церковь начинает свой путь с низшего уровня. Мы видим, что наш Господь пришел в мир на уровне человеческого совершенства N, тогда как мы – из рода Адама, – и находимся на низшем уровне R – уровне греха, несовершенства и вражды с Богом. Поэтому первое, что нам нужно, это быть оправданными и достичь уровня [232] N. Как это сделать? Может быть через добре дела? Нет, грешники не могут делать никаких добрых дел. Нам не с чем явиться перед Богом, поэтому “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5: 8). Следовательно, условие нашего перехода на уровень оправданной, совершенной, человеческой природы состоит в том, что Христос умер за наши грехи, искупил и поднял нас “через веру” в Его кровь к уровню совершенства, с которого мы опустились в Адаме. Мы “оправдываемся [поднимаемся к уровню N] верою”. “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом” (Рим. 5: 1). С тех пор Бог не считает нас врагами, а оправданными человеческими сынами на том же уровне, что Адам и наш Господь Иисус, но с той разницей, что они были действительно совершенными, а нас Бог только считает таковыми. Мы осознаем это условное оправдание через веру в Божье Слово, которое говорит нам: Вы “куплены”, “искуплены”, “оправданы даром по благодати Его”. В глазах Бога мы безупречные, незапятнанные и святые в одежде Христовой праведности, приписанной нам через веру. Он согласился, чтобыЕму были приписаны наши грехи, чтобы Он мог понести за нас наше наказание. И Он умер за нас так, словно Сам был грешником. В результате Его праведность приписана всем, кто принимает Его искупление, неся с собой все права и благословения, имевшиеся до появления греха в мире. Это возвращает нас к жизни и общности с Богом. Эту общность мы можем иметь тотчас благодаря нашей вере, и в “свое [у Бога] время” нам гарантирована жизнь, более полная общность и радость.
Но помните, что хотя оправдание является блаженным делом, оно не меняет нашей природы.* Мы все еще являемся человеческими существами. [233] Мы освобождены от жалкого состояния греха и отчуждения от Бога; мы уже не человеческие грешники, а человеческие сыны. А поскольку мы сыны, Бог обращается к нам как таковым. В Евангельском веке Он призывает “малое стадо” “сонаследников”, говоря: “Сын Мой! отдай сердце твое Мне” – отдай самого себя, все свои земные силы, свою волю, таланты, все, что имеешь, как Иисус явил пример, и Я сделаю тебя сыном на уровне, превышающем человеческий. Я сделаю тебя духовным сыном с духовным телом, наподобие поднятого Иисуса – “образом ипостаси Его [Отца]”. Если ты оставишь все земные надежды, амбиции, цели и т. д., полностью посвятишь человеческую природу и используешь ее в Моей службе, Я дам тебе природу превыше той, какая будет дана остальным из твоего рода; Я сделаю тебя “причастником божественной природы” (Жив. Поток) – “наследником Божьим, сонаследником же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться”.
---------------
*Когда мы говорим о человеке, что он плохой по природе, слово природа используется в несколько измененном смысле. По существу, ни один человек не является плохим по природе. Человеческая природа является “хорошей весьма”, земным образом божественной природы. Следовательно, каждый человек является по природе хорошим. Трудность в том, что эта хорошая природа испортилась. Поэтому для человека неестественно быть злым, грубым и т. п., и совершенно естественно быть подобным Богу. Именно в этом, первичном, значении мы употребили слово природа. Мы оправданы Христом к полному возвращению всех привилегий и благословений нашей человеческой природы – земного образа Бога.
---------------
Верно оценивающие эту награду, представленную им в Евангелии, с радостью откладывают в сторону всякое бремя и с терпеливостью проходят предлежащее им поприще, чтобы ее обрести. Чтобы обеспечить оправдание, не требовались наши дела: наш Господь Иисус сделал все, что можно было сделать для этого. И когда мы через веру приняли Его законченное дело, мы были оправданы, подняты до уровня N. Однако теперь, если мы хотим идти дальше, нам не обойтись без дел. Да, нам нельзя терять нашу веру, иначе мы потеряем из-за этого наше оправдание, но если мы оправданы и пребываем в вере, мы способны (через благодать, данную нам по причине нашего зачатия от Духа) совершать дела, приносить плоды, приемлемые для Бога. И Бог этого требует; [234] в этом заключается жертва, совершить которую мы обязались на основании завета. Бог требует, чтобы мы показывали, что мы ценим великую награду, отдавая для этого – не людям, а Ему – все, что мы имеем, и все, чем мы являемся, в жертву святую и (через Христа) приемлемую для Него как наше разумное служение.
Когда мы отдаем все это, мы говорим: – Господи, как Ты хочешь, чтобы я отдал это – мою жертву, мое время, талант, влияние и т. д.? Тогда, ища в Божьем Слове ответ, мы слышим Его голос, который наставляет нас отдать Ему все, что мы имеем, так, как сделал наш Господь Иисус, делая добро всем людям по мере возможности и особенно домашним по вере – служа им духовной, а также буквальной пищей, одевая их в Христовую праведность или в земную одежду, когда у нас для этого есть способность и есть нуждающиеся. Посвятив все, мы зачаты от Духа и достигли уровня М. Теперь, благодаря силе, которая нам дана, если мы будем употреблять ее, мы сможем всесторонне выполнить все, что касается нашего завета, и выйти победителями или даже больше чем победителями через (силу, то есть Дух) Того, Кто возлюбил нас и купил Своей драгоценной кровью. Но, следуя за Иисусом,
“Что победил, – не думай никогда.
Садиться, успокоившись, – нельзя.
Свой тяжкий труд окончишь лишь тогда,
Когда корона будет у тебя”.
Мы получим корону тогда, когда, как наш верный брат Павел, закончим подвизаться подвигом и закончим бег, но не раньше. До тех пор ежедневно должно возноситься пламя и благовонное курение нашей жертвы труда и службы – жертвы приятного благоухания для Бога, приемлемой через Иисуса Христа, нашего Господа.
Те из класса победителей, которые “спят”, будут подняты духовными существами на уровне L, а живущие, оставшиеся до пришествия Господа будут [235] “изменены” до того самого уровня духовного существования и не “уснут” даже на миг, хотя это “изменение” потребует распада земного сосуда. Уже не слабые, не земные, не смертные и не подлежащие тлению существа, они в то время полностью родятся от Духа как небесные, духовные, нетленные, бессмертные существа (1 Кор. 15: 44, 52).
Мы не знаем, сколько времен пройдет после их “изменения”, т.е. усовершенствования, как духовных существ (уровень L), прежде чем они, как полное и комплектное общество, будут прославлены (уровень К) вместе с Господом, соединившись с Ним в силе и великой славе. Такое соединение и полное прославление всего тела Христа с Главой является, по нашему мнению, “браком Агнца” с Его Невестой, когда она полностью войдет в радости своего Господина.
Посмотрите снова на диаграмму: n, m, p, q – это четыре разных класса, которые вместе представляют номинальную Евангельскую Церковь как целость, которая считает себя телом Христа. Оба класса n и m находятся на уровне духовного зачатия (М). Эти два класса существовали вместе весь Евангельский век; оба заключили с Богом завет стать живыми жертвами; оба были приняты в “Возлюбленном” и зачаты Духом как “новые творения”. Но между ними есть следующая разница: n представляет тех, кто исполняет свой завет и мертв со Христом для земной воли, целей и амбиций, тогда как m представляет значительно бо?льшую группу духовно зачатых детей, которые заключили завет, но, увы, уклоняются от его выполнения. Класс n состоит из победителей, которые будут невестой Христа, которые будут сидеть с Господом на Его престоле в славе – на уровне К. Это “малое стадо”, и Отец благоволил дать им Царство (Лук. 12: 32). Хоть члены класса m избегают смерти человеческой воли, Господь по-прежнему любит их. Поэтому Он приведет их через трудности и скорбь к уровню L – совершенному духовному уровню. Но они [236] потеряют право на уровень К, престол славы, потому что не были победителями. Если мы высоко ценим любовь нашего Отца, если мы хотим иметь похвалу от Господа, если мы стремимся быть членами Его тела, Его невестой и сидеть на Его престоле, то мы должны верно и охотно выполнять наш завет жертвы.
Большинство номинальной Церкви представлено фрагментом p. Заметьте, они находятся не на уровне М, а на уровне N. Они оправданы, но не освящены. Они не посвятились Богу полностью и, потому, не зачаты как духовные существа. Но они находятся выше чем мир, поскольку приняли Иисуса как свой выкуп из греха. Но они не приняли высокого призыва этого века стать частью духовной семьи Бога. Если они будут держаться веры и полностью покорятся праведным законам Царства Христа (во Времена Реституции), то окончательно достигнут подобия совершенного земного человека – Адама. Они полностью вернут себе все то, что было потеряно через него. Они достигнут того же человеческого совершенства – умственного, морального и физического – и снова будут по Божьему образу, как был Адам, потому что для всего этого они были искуплены. Их положение оправдания, уровень N (как тех, которые услышали и поверили в спасение через Христа), является особенным благословением, которое они через веру получают раньше всего остального мира (потому что в веке Тысячелетия все будут приведены к точному знанию Истины). Однако у них будет то преимущество, что они начали раньше и уже кое-чего достигли в правильном направлении. Но классу p не удается в настоящее время воспользоваться подлинной привилегией этого оправдания верою. Оно дано сегодня с особой целью – позволить некоторым стать приемлемой жертвой, стать классом n, членами “тела Христа”. Представители класса p принимают Божью милость (оправдание) “тщетно”(2 Кор. 6: 1). Они не способны воспользоваться ею, чтобы идти дальше и представить себя приемлемой жертвой в то самое время, [237] когда такие жертвы приемлемы для Бога. Хотя они не “святые”, не члены посвященного “тела”, апостол называет их “братьями” (Рим. 12: 1). В том же значении весь род, когда возродится, навсегда будет братьями Христа и детьми Бога, хотя и другой природы. Бог является Отцом всех, кто пребывает с Ним в согласии, – каждого уровня и каждой природы.
Еще один класс, связанный с номинальной Церковью, который никогда не верил в Христа как жертву за его грехи и который, соответственно, не оправдан, то есть не находится на уровне N,показан частью q ниже уровня N. Это “волки хищные в овечьей одежде”. Но они называют себя христианами и считаются членами номинальной Церкви. В действительности, они не верят в Христа как своего Искупителя и принадлежат к уровню R. Они являются частью мира; им нет места в Церкви; они приносят ей большой вред. В таком смешанном состоянии, где разные классы – n, m, p и q, – находились вместе (и каждый, находящийся в них, называл себя христианином), Церковь существовала весь Евангельский век. Как предсказал наш Господь, номинальное царство небес (номинальная Церковь) подобно полю, засеянному пшеницей и плевелами. Он сказал, что “оставит расти вместе то и другое до жатвы” в конце века. В жатве Он скажет жнецам (“ангелам” – посланцам): Соберите плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу Мою (Матф. 13: 38, 41, 49).
Эти слова нашего Господа показывают, что хотя Он запланировал, чтобы оба будут расти вместе в течение века и будут признаваться членами номинальной Церкви, Он также запланировал время разделения этих непохожих составных, когда будут явлены те, кто истинно является Церковью, Его святые (n), признанные и принятые Богом (Матф. 13: 39).
[238] Доброе семя росло в течение века Евангелия, но росли также плевелы, подделка. “Доброе семя – это сыны Царствия”, духовные дети, классы n и m, тогда как “плевелы – сыны лукавого”. Поэтому все из класса q и многие из класса p – это “плевелы”, потому что “никто не может служить двум господам”, и “кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы”. Если принадлежащие к классу p не посвящают (в качестве разумного служения) своего служения и талантов Господу, купившему их, значит они используют значительную часть своего времени и таланта против Бога, то есть служат противнику.
А теперь обратите внимание на диаграмме на жатву, то есть конец Евангельского века. Заметьте две части, на которые она разделена: семь лет и тридцать три года – точная параллель жатвы Иудейского века. Эта жатва, подобно иудейской, сначала должна быть временем испытания и просеивания Церкви, а затем временем гнева, или выливания “семь последних язв” на мир с номинальной Церковью включительно. Иудейская Церковь была “тенью”, образцом на телесном уровне всего того, чем обладает Евангельская Церковь на духовном уровне. Телесный Израиль был испытан в жатве его века ИСТИНОЙ, которая была ему представлена. Истина того времени была серпом, который отделил “подлинно израильтян” от номинальной Иудейской Церкви. Но истинная пшеница составляла лишь маленькую часть по сравнению с теми, кто выдавал себя за нее. Так и с жатвой этого века. Жатва Евангельского века, подобно жатве Иудейского века, находится под присмотром главного Жнеца, нашего Господа Иисуса, Который обязан присутствовать (Отк. 14: 14). Первым делом наш Господь в жатве этого века отделит истинных от ложных. Номинальную Церковь, по причине ее смешанного состояния, [239] Господь назвал “Вавилоном” – замешательством. Поэтому жатва – это время разделения различных классов в номинальной Церкви, а также время созревания и совершенствования класса n. Пшеница будет отделена от плевел, зрелая пшеница от незрелой и т. д. Принадлежащие к классу n – это “начатки” пшеницы, которые после отделения в свое время станут Невестой Христа, будут навеки со своим Господом и будут Ему подобны.
Отделение этого малого стада от Вавилона показано в фигуре s. Оно находится в пути, чтобы быть едино с Господом, носить Его Имя и делить Его славу. Прославленный Христос, Глава и тело, показан фигурой w. Фигуры t, u и v представляют Вавилон – номинальную Церковь, – падающую, распадающуюся на части в течение “времени скорби” в “день Господа нашего”. Хотя это может выглядеть ужасной вещью, но в действительности оно принесет всей истинной пшенице большую пользу. Вавилон падает, поскольку не является тем, за кого себя выдает. Номинальная Церковь содержит много лицемеров, которые связали себя с ней ради ее почетного положения в глазах мира и которые своим поведением делают Вавилон зловонием в ноздрях мира. Господь всегда знал их истинныя характер, но, согласно Своему намерению, позволял им оставаться там до жатвы, когда Он соберет “из Царства Его [из подлинной Церкви, и свяжет в снопы] все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнет их в печь огненную [скорбь, разрушительную для их номинальной системы и ложного исповедания].. Тогда праведники [класс n] воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Матф. 13: 41-43). Скорбь, приходящая на Церковь, будет в значительной степени вызвана ростом разного рода неверия и спиритизма. Это станет суровым испытанием, поскольку Вавилон поддерживает многие учения, противоречащие Божьему Слову. Как в жатве Иудейского века крест Христа был для иудеев, надеявшихся на славу и власть, камнем претыкания, а для ученых греков – глупостью, так и в жатве [240] Евангельского века он снова будет камнем претыкания и скалою соблазна.
Каждый, возводивший на Христе что-то еще кроме золота, серебра и драгоценных камней истины, а также соответствующего характера, почувствует себя тягостно обремененным в час гнева (“огня”), поскольку все дерево, сено и солома учения и дел будут сожжены. Кто возводил правильно и, в результате, обрел достойный похвалы характер, тот показан в фигуре s, тогда как t представляет “великое множество”, зачатое от Духа (которое возводило из дерева, сена и соломы) – пшеницу, не полностью созревшую на время сбора начатков (s). Они (t) потеряли награду престола и божественной природы, но окончательно смогут родиться как духовные существа на уровне, уступающем божественной природе. Хотя они действительно посвящены, тем не менее они побеждены мирским духом до такой степени, что не способны отдавать свою жизнь в жертву. Даже в “жатве”, когда живые члены Невесты отделяются от других посредством истины, уши других, включая класс t, будут глухими. Во время разделения они будут медлить, чтобы верить и действовать. Нет сомнения, что позже они будут сильно удручены, когда поймут, что Невеста уже собрана и соединилась с Господом, и они, вялые и обремененные, потеряли эту великую награду. Но красота Божьего плана – который они начнут в то время видеть как план, исполненный любви к ним и ко всему миру человечества – полностью победит их уныние, и они будут восклицать: “Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя” (Отк. 19: 6, 7). Также обратите внимание на великодушный замысел Господа. Он обращается к ним с посланием: Хоть вы и не являетесь Невестой Агнца, вы можете присутствовать на брачной вечере – “Блаженны [241] званые на брачную вечерю Агнца” (стих 9). Это общество, благодаря Господним наказаниям, в свое время придет к полному согласию с Ним и Его планом и омоет свои одежды, чтобы окончательно занять положение, следующее после Невесты (у) на духовном уровне L (Отк. 7: 14, 15).
Время скорби (когда оно коснется мира) наступит после того, как Вавилон начнет падать и дробиться. Это будет свержением человеческого общества и правительств, приготовляя мир к царствованию праведности. В этом времени скорби телесный Израиль (е), оставленный до тех пор, пока не войдет полное число из язычников, будет возвращен к Божьей милости, а Евангельская Церковь (духовный Израиль) будет собрана и прославлена. В течение Тысячелетнего века Израиль будет ведущим народом на земле, находясь во главе всех на земном уровне существования, к единству и согласию с которым будут постепенно привлечены все послушные.
Их восстановление к совершенной человеческой природе, как и восстановление всего мира, будет постепенным, и для полного завершения этого потребуется весь век Тысячелетия. В течение тысячелетнего царствования Христа постепенно будут устраняться (разрушаться) последствия смерти Адама. Ее различные проявления – болезни, боль, слабости и сама могила – будут подчинены власти Великого Восстановителя, пока в конце века большая пирамида из нашей диаграммы не будет завершена. Христос (х) будет Главой всего – Великого Множества, ангелов и людей – будет следующим после Отца. Затем по порядку, то есть по рангу, будет Великое Множество, духовные существа (у); дальше – ангелы; затем Израиль по плоти (z), включая только подлинных израильтян во главе всех народов земли; затем мир людей (W), восстановленных к совершенству существования, наподобие главы человеческого рода, Адама, до его грехопадения. Это восстановление будет проходить постепенно в течение Тысячелетнего века – “времен совершения всего [реституции]” (Деян. 3: 21). Однако некоторые истребятся из [242] народа: во-первых, все те, которые, имея полный свет и возможности, в течение ста лет будут отказываться предпринимать шаги к праведности и совершенству (Ис. 65: 20); во-вторых, те, которые, дойдя до совершенства, окажутся неверными в конечном испытании в конце Тысячелетнего века (Отк. 20: 9). Они умрут второй смертью, из которой не обещано ни воскресения, ни реституции. Предусмотрено лишь одно полное испытание. Дан лишь один выкуп. Христос больше не умирает.
Когда мы смотрим на великий план нашего Отца по прославлению Церкви и благословению через нее Израиля и всех родов земли посредством реституцию всего, нам вспоминается песнь ангелов: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!”. Таким будет осуществление Божьего плана – “соединение [всего] под главою Христом”. Кто скажет в то врмея, что Божий план не удался? Кто скажет, что Он не повернул зло на добро и не сделал так, чтобы гнев людей и демонов был Ему во славу?
Фигура пирамиды не только подходящим образом служит цели иллюстрации совершенных существ, но и служит цели показать единство всего творения, когда после исполнения Божьего плана оно станет одним целым, когда под главенством Христа, Главы, будет достигнута гармония и совершенство всего – не только Церкви, которая есть тело Его, но и всего на небе и на земле (Еф. 1: 10).
Иисус Христос был “началом”, “главой”, “верхним камнем”, “краеугольным камнем” этого величественного строения, возведение которого пока только началось. В соответствии с линиями и углами верхнего камня должны быть уложены все другие камни. Сколько бы видов камней не было в этом строении и сколько бы различных природ не было среди Божьих сынов (земных и небесных), все [243] они, чтобы вечно быть для Него приемлемыми, должны отвечать образу Его Сына. Все, кому предстоит принадлежать к этому зданию, должны иметь дух повиновения Богу и дух любви к Нему и всем Его созданиям (что так полно было проиллюстрировано в Иисусе), дух исполнения закона: Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, душею твоею и крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя.
Священное Писание очерчивает последовательность соединения в одно всего существующего, небесного и земного, под одной Главой, показывая, что первым был выбран Христос Иисус, Глава, затем – Церковь, Его тело. Ангелы и другие духовные классы будут следующими по рангу; после них – достойные из числа Израиля и, наконец, мир. Начав с наивысшего, упорядочение будет продолжаться до тех пор, пока все, кто пожелает, не будут приведены к соответствию и единству.
Особенность в том, что этот испытанный, главный, краеугольный, верхний камень заложен первым и назван камнем основания. Это иллюстрирует факт, что фундамент всех надежд по отношению к Богу и праведности заложен не на земле, а на небесах. А все, которые строятся под ним и присоединены к этому небесному фундаменту, держатся его с помощью небесного тяготения и законов. И хотя такой порядок полностью отличается от земного строительства, совершенно мотивированно, что камень, по подобию которого должно быть построено все здание, закладывается первым. И как приятно знать, что наш фундамент заложен вверху, не внизу, что мы, как живые камни, “строимся” в Него во всем. Этот труд будет продолжаться в Тысячелетнем веке, пока каждое создание каждой природы – в небесах или на земле – не будет воспевать Бога и служить Ему в соответствии с требованиями совершенного повиновения. Тогда Вселенная станет чистой, потому что в тот день “всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа” – во второй смерти (Деян. 3: 22, 23).
[244]
ПАЛАТКА В ПУСТЫНЕ
Лекция, которая представлена в Диаграмме Веков, изложена также в этом божественно установленном образе, уроки которого будут более полно рассмотрены впоследствии. Мы размещаем его рядом с диаграммой, чтобы лучше изучить и оценить разные уровни, или шаги, в Святое Святых, отвечающие шагам, которые мы подробно рассмотрели. Вне двора Палатки лежит в грехе весь мир на уровне растления, R. Входя “воротами” во “двор”, мы становимся верующими, или оправданными, на уровне N. Те, которые в своем посвящении идут дальше, подходят к дверям Палатки и, входя внутрь (уровень М), становятся священниками. Они подкрепляются “хлебами предложения”, их освещает свет “светильника”, они могут жертвовать на “золотом жертвеннике” благовонное курение для Бога через Иисуса Христа. И, наконец, в первом воскресении они входят в совершенное духовное состояние, “Святое Святых” (уровень L), где соединяются с Иисусом в славе Царства, уровень К.